Полезная информация для родителей

 

Безопасное лето

Уважаемые родители, для многих из нас лето - это самое долгожданное и любимое время года. И взрослым и детям нравится резвиться на зеленой мягкой травке, греться под теплыми солнечными лучами. Лето характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребѐнка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью и стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению опасных ситуаций.

Предупреждение детского травматизма – одна из самых актуальных проблем нашего времени. За жизнь и здоровье детей отвечают взрослые, и в первую очередь именно родители должны создать безопасные условия жизнедеятельности детей в летний период, сформировать у них навыки безопасного поведения и умения предвидеть последствия опасных ситуаций.

Главное, что должны помнить родители – ни при каких обстоятельствах не оставлять ребенка без присмотра. Защитить себя и своих детей от многих проблем, которыми может столкнуться семья, можно при условии постоянной заботы о безопасности.

Многие меры по обеспечению безопасности детей, могут показаться   элементарными, однако с ребенком дошкольного возраста необходимо разбирать и обсуждать на первый взгляд кажущиеся очень простыми правила поведения.

Необходимо выделить некоторые правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. 

Правила поведения на детской площадке

Безопасность при отдыхе на природе

Правила поведения на водоемах

 

свернуть

Как одевать ребенка летом?

Лето - благоприятная пора для закаливания, прогулок, подвижных игр на свежем воздухе, наблюдений за окружающей природой. Очень важно продумать одежду для ребёнка в летний период.

Одежда должна соответствовать погоде, позволяя активно проводить время на свежем воздухом, должна обеспечивать комфорт движений и удобство во время подвижных игр.

Для летнего сезона лучше подбирать открытую одежду, чтобы в жаркую погоду не допустить перегрева, чтобы кожа ребёнка дышала, чтобы был доступ для солнечных лучей, благодаря которым происходит выработка витамина D. Витамин D оказывает положительное влияние на развитие детского организма. Его недостаток трудно восполнить продуктами, поэтому так важно организовать рациональное пребывание ребёнка на солнце.

Если у ребёнка светлая кожа, надо подумать о её защите. В этом случае можно воспользоваться специальным детским кремом против солнечных ожогов. Многие дети хорошо переносят солнечные лучи, поэтому открытые модели одежды будут им полезны.

Не надо покупать ребёнку дорогую одежду, чтобы не пришлось каждый раз одёргивать его, если он захочет покататься с горки, поиграть в песочнице, побегать с мячом по траве. Ребёнок не сможет по достоинству оценить стоимость вещи, купленной в дорогом магазине, и запросто сядет на траву, в песок, а также нечаянно может порвать одежду во время игры. В конце концов, у ребёнка может развиться неприятие дорогой одежды, так как в ней нельзя бегать и играть, а надо всегда думать о чистоте, опасаясь испачкать.

Одежда должна быть удобной, практичной и комфортной. Лучше приобрести одежду из лёгкой натуральной ткани, которая пропускает воздух, светлых оттенков. Это может быть одежда из 100% хлопка и льна. Такая одежда поможет избежать перегрева, крапивницы, не вызовет у ребёнка аллергию.

Надо подобрать такую одежду, чтобы не было крупных пряжек, застёжек с острыми краями, так как во время активных игр ребёнок может травмировать себя или других детей. Резинка на юбке и шортах не должна быть тугой, во время игр ребёнок очень часто может наклоняться и при этом испытывать дискомфорт.

У ребёнка в жаркую погоду обязательно должен быть головной убор, который защитит его от солнечного удара.

Обувь летом должна быть лёгкой, удобной, лучше всего открытой, из тонкой кожи. Под сандалии необходимо надеть тонкие льняные носки.

Дети очень активны по своей природе. Двигательная активность во время прогулки значительно выше, чем у взрослых. Поэтому надо обязательно одевать ребёнка так, чтобы он не вспотел. Собираясь на прогулку, с собой можно иметь кофточку, которую можно надеть, если станет прохладно. А также надо продумать вариант, когда во время зноя можно было бы снять рубашку. В жару можно надеть ребёнку только футболку или платье, без майки.

Гуляйте летом с ребёнком как можно больше. Организовывайте прогулки таким образом, чтобы ребёнка оздоровить и закалить. Из специальных мер закаливания используйте воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры.

 

свернуть

Закаливание

Человек на свет родился,

Встал на ножки и пошел.

С ветром, солнцем подружился,

Чтоб дышалось хорошо.

Приучал себя к порядку:

Рано утром он вставал.

Бодро делал он зарядку,

Душ холодный принимал.

Каждый день он бегал, прыгал,

Много плавал, в мяч играл.

Набирал для жизни силы,

И не ныл, и не хворал.

Часто дошкольники страдают от воспалений верхних дыхательных путей. Эти заболевания отрицательно влияют на здоровье ребенка и иногда становятся причиной его хронических недомоганий в последующие годы.

Основное средство предупреждения простудных заболеваний - естественные оздоровительные факторы. Целесообразное использование воздуха, солнца и воды помогает выработать у ребенка приспособительные реакции к меняющимся внешним условиям.

Воздушные ванны применяются с целью приучить детей к непосредственному соприкосновению всей поверхности тела с воздухом. При этом, кроме температуры, имеют значение влажность и движение воздуха.

Жарким летом, когда дети весь день ходят только в трусиках, особой необходимости в приеме специальных воздушных ванн нет. Весной же, когда еще нет привычки к воздуху, и в прохладные дни, которые случаются и в летнюю пору, они очень полезны.

Для воздушных ванн выбирают площадку, защищенную от ветра, проводить их можно на террасе, на открытом балконе. Детей раздевают догола или оставляют только короткие трусики. Вначале воздушные ванны продолжаются всего 3-4 минуты, постепенно увеличивая их продолжительность, можно довести до часа. Начинать процедуру лучше в тихую погоду при температуре воздуха не ниже 23-24°.

Во время воздушных ванн дети должны быть в движении, в прохладные дни надо подбирать более подвижные игры, в теплые - спокойные. Можно предложить ребенку какое-нибудь интересное задание: бросать и ловить мяч определенное количество раз так, чтобы он ни разу не упал, прокатить деревянный обруч до конца дорожки, обежать 2-3 раза вокруг дерева, беседки и т. п.

 

Солнечные ванны оказывают на организм дошкольников общее укрепляющее действие, усиливают обмен веществ, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. В коже под влиянием солнечных лучей образуются вещества, богатые витамином D (противорахитическим), что улучшает усвоение солей, кальция и фосфора, особенно важных для растущего организма. Пребывание на солнце полезно еще потому, что дети привыкают переносить тепловое действие солнечных лучей и чувствуют себя бодро даже в жаркую погоду.

Но после продолжительного пребывания на солнце у некоторых детей может появиться слабость, раздражительность, иногда плохой сон. Поэтому необходимо внимательно следить за самочувствием детей как во время приема солнечной ванны, так и после нее.

Место, выбранное для приема солнечных ванн, должно быть сухое. Ребенок ложится на подстилку так, чтобы тело было освещено солнцем, а голова находилась в тени (ее можно покрыть панамой). Продолжительность процедуры вначале 4 минуты, при этом ребенок меняет положение, подставляя солнцу спину, правый и левый бок, живот. Через каждые 2-3 ванны ко времени облучения прибавляется еще по минуте для каждой стороны тела. Постепенно длительность солнечной ванны можно довести до 25-30 минут. Через 2-3 минуты по окончании солнечной ванны ребенка надо облить водой с температурой 26-28° и устроить на полчаса отдыхать в тени.

 

 

свернуть

Игры с водой

Вашему вниманию предлагаются несколько игр, которые можно организовать во время совместного отдыха у воды:

Знакомство с водой. Ребенок бегает на мелководье, садится на дно и передвигается по дну: на четвереньках, на руках в положении лежа на груди и лежа на спине; в положении сидя погружает все лицо в воду.

Обрызгивание водой. Поливайте ребенка прохладной водой из лейки, из шланга; набирайте воду в ковшик из сложенных ладоней и обрызгивайте тело ребенка.

Игры в воде. Игры, которые ребенок освоил на суше, повторяйте с ним в воде: например, «Колесо, мельничное колесо», «Салки на корточках», «Воробьи».

Отработка дыхания в воде. Ребенок выдувает воду с ла­дони (словно дует на горячий суп), ложится на воду (ноги напряжены, руки опираются о дно) и ползает вперед и на­зад, дуя на воду.

Плавание на спине. Лежа на спине, ребенок подни­мает руки вверх  (вдох) и затем движением рук по полу через стороны-вниз опускает их вдоль туловища (выдох). Упражнение сочетать с интенсивным дыханием.

Водолаз. Ребенок держит взрослого за обе руки и по­очередно погружается в воду и выныривает, учась делать над водой вдох, а в воде — выдох. Взрослый показывает, как  надо  погружаться  в  воду.

Фонтан. Ребенок берет за руки обоих родителей, образуя круг. Родители с ребенком по очереди присаживаются и подпрыгивают; вода вокруг них начинает колебаться и волноваться, образуются брызги. Задача состоит в том, чтобы ребенок научился не бояться водяных брызг, попа­дающих в лицо, испытывал радость от движения в воде.

Прыжок на мелководье. Ребенок прыгает с края бас­сейна или с нижней ступеньки в воду. Вначале взрослый поддерживает его за обе руки, что придает ребенку храб­рость. Позже ребенок прыгает самостоятельно, а взрослый его ловит.

Скольжение по воде. Взрослый держит ребенка за обе руки. Ребенок ложится на воду ничком или навзничь и легко «колотит» ногами (выполняет махи ногами, слегка согнутыми в коленях). Взрослый движется по дну и тянет ребенка за собой. Позже взрослый может поддержать ребенка под ягодицы, а ребенок выполняет плавательные движения руками.

Скольжение по воде с водоплавающей игрушкой. На­дувные игрушки не должны мешать ребенку скользить по воде; ребенок должен не пассивно сидеть, а держать их обеими напряженными руками в положении лежа на груди или на спине.

 

 Обучение  плаванию является столь же необходимым умением, как и умение бегать, прыгать, ходить на лыжах, ездить на велосипеде и т.д.

Нельзя не отметить огромное значение плавания для всестороннего физического развития ребёнка.

Плавание влияет на развитие ребёнка с особой силой, поскольку, плавая, ребёнок развивает не только двигательные способности, но и закаляет себя.

Занятия в воде дают тот необходимый оптимальный рацион движений и физической нагрузки, при котором каждый ребёнок растёт ловким, сильным, умелым, способным раскрыть физические возможности, заложенные в нём природой.

Благодаря плаванию совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма.

Правильно дозированная нагрузка при проведении игр на воде благотворно влияет на работу сердечно-сосудистой системы. В результате преодоления нагрузок, которым подвергается организм в процессе игр в воде, укрепляется мышечная ткань предсердий и желудочков сердца, а также равномерно увеличивается объём его полостей. Вследствие этого, сердце приобретает способность работать экономично, что улучшает деятельность всей системы кровообращения. Это также способствует правильному рациональному дыханию. Рядом исследований  доказано, что занятия плаванием являются лучшим средством повышения функциональных возможностей дыхательной системы. Известно, что одним из самых трудных моментов при овладении навыком плавания является регуляция дыхания. В отличие от обычного, двухфазного, в воде осуществляется дыхание трёхфазное: вдох, задержка на вдохе, выдох в воду. Выполнение вдоха затрудняется давлением воды на грудную клетку; выдох затруднён тем, что выполняется в воду. Всё это увеличивает нагрузку на дыхательную мускулатуру. Вследствие этих процессов укрепляются все мышцы органов дыхания, что служит мощным профилактическим средством предупреждения заболеваний дыхательных путей.

 Формирование скелета у детей тесно связано с развитием мышечной системы. У дошкольников мышечная система развивается неравномерно: относительно слабы мышцы живота, задней поверхности бёдер, мелкие мышцы стоп, шеи, кистей. Последовательное напряжение и расслабление мышечных групп способствует развитию всей мышечной системы ребёнка. Научные наблюдения и практический опыт показали, что детский организм в состоянии переносить относительно высокие нагрузки, связанные с плаванием.

Плавание – эффективное укрепляющее и корригирующее средство для опорно-двигательного аппарата. При плавании тело ребёнка лежит в воде почти горизонтально и находится в вытянутом положении. Позвоночник ребёнка принудительно выпрямляется, мышцы конечностей ритмично напрягаются и расслабляются. При любых способах игр в воде руки активно участвуют в движении и влияют на гибкость позвоночника. Поэтому ортопеды и детские врачи настойчиво рекомендуют плавание, как профилактику и лечение нарушений осанки.

Большая динамическая работа ног в безопорном положении оказывает укрепляющее воздействие на формирующиеся детские стопы и предупреждает появление плоскостопия.

Специально подобранные игры в воде помогают развивать координацию и ритмичность движений, необходимых для любой другой активности.

Впервые попав в воду, ребёнок чувствует себя неуверенно. Правильно организованные игры в воде способствуют развитию волевых качеств ребёнка: смелости, решительности, дисциплинированности, силы, ловкости, быстроты и т.д.

Занятия в воде прививают стойкие гигиенические навыки, навыки самообслуживания, что очень важно для всестороннего развития детей, оказывает положительное влияние на результаты многих видов деятельности в детском саду и дома. У детей формируется и закрепляется привычка к водным процедурам, потребность в них, положительное к ним отношение, умение самостоятельно осуществлять необходимые действия, связанные с использованием водных процедур. И в связи с этим, становятся более прочными гигиенические навыки – чистоплотность, аккуратность, которые постепенно становятся потребностью и привычкой. Вода оказывает ещё и чисто механическое воздействие на тело. Плавая в воде, дети получают лёгкий и приятный массаж, благоприятно влияющий на периферическую нервную систему.

Наши климатические условия предоставляют возмож­ность заниматься с детьми дошкольного возраста сезонны­ми видами двигательной деятельности: летом — знаком­ство с водой и обучение плаванию, езда на велосипедах, самокатах и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Питание ребенка летом

 

 

Летом процессы роста у детей протекают наиболее интенсивно, в связи с чем повышается потребность в белке - основном пластическом материале. Кроме того, в жаркие дни организм ребенка теряет с потом значительное количество минеральных веществ и витаминов. Для покрытия этих дополнительных затрат требуется увеличение калорийности и пищевой ценности рациона. С другой стороны, в жаркие дни у детей нередко ухудшается аппетит.

В летний период оздоровление детей имеет огромное значение. Среди различных методов оздоровления фактору рационального питания принадлежит ведущая роль. Однако в организации питания детей в летний период нередко встречаются определенные трудности. С одной стороны, это связано с отсутствием аппетита в жаркие дни, когда снижается выработка пищеварительных соков, увеличивается потребность в жидкости. С другой стороны, летом дети большую часть дня проводят на свежем воздухе, много двигаются, принимают водные процедуры, это сопровождается более активным течением обменных процессов, увеличением энергозатрат организма, повышением потребности в пищевых веществах. Поэтому летом калорийность и пищевую ценность детского рациона необходимо увеличивать примерно на 10-15%, а в некоторых случаях – на 20 %. В рацион следует добавлять творог и кисломолочные напитки, оказывающие благоприятное действие на процессы пищеварения. Необходимо взять за правило: летом дети должны получать кефир, ацидолакт и др. кисломолочные напитки не менее 2-х раз в день. Большую роль в повышении белковой ценности рациона играют мясные продукты, количество которых должно быть несколько увеличено по сравнению с обычной нормой. Увеличивается также количество жировых продуктов за счет растительных масел. Основными источниками углеводов в летний период должны стать овощи, фрукты, ягоды, в том числе лесные. При этом особенно важно потребление овощей – редиса, салата, ранней капусты, моркови, свеклы, репы, кабачков, огурцов, помидоров, а также щавеля, крапивы, и различной свежей зелени. С продуктами растительного происхождения ребенок получает большое количество витаминов, микроэлементов, клетчатки, пектиновых веществ. Важной особенностью организации питания ребенка в летний период является незначительное изменение режима питания. В жаркие месяцы его следует строить так: в полуденное время, когда аппетит резко снижается, давать детям легкую пищу, состоящую в основном из кисломолочных напитков, фруктов, ягод, сырых овощей, салатов, соков Обед при этом переносится на более позднее время – после дневного сна, когда отдохнувший и проголодавшийся после легкого второго завтрака ребенок хорошо справляется с более калорийными и богатыми белком блюдами. Учитывая повышенную потребность детского организма в воде, особенно в жаркие дни, необходимо иметь достаточный запас свежей питьевой воды, а лучше – отвара шиповника, несладкого компота, сока. В жаркое время года следует строго соблюдать санитарно-гигиенические требования при приготовлении пищи, нарушение которых создает реальнуюугрозу пищевого отравления или острых кишечных инфекций. Особенно важно соблюдать главное правило – раздельное приготовление сырых и вареных продуктов. Так, на одной и той же доске нельзя резать сырые и вареные овощи, а тем более – мясо или рыбу. При переходе от обработки сырого мяса, рыбы к приготовлению салата, винегрета или любого другого готового блюда надо тщательно мыть руки. Летом, в жару, у детей повышается потребность жидкости. Об этом надо помнить и всегда иметь в запасе достаточное количество питья. Питье предлагается детям в виде свежей кипяченой воды, отваров шиповника, овощей. Питье рекомендуется давать детям после возвращен с прогулки и перед проведением водных закаливающих процедур. При организации длительных экскурсий воспитатели обязательно должны взять с собой запас питья (кипяченую воду, несладкий чай) и стаканчики по числу детей.

Как организовать питание ребенка в летнее время?

Во-первых, калорийность питания должна быть увеличена примерно на 10-15%. С этой целью в рационе ребенка следует увеличить количество молока и молочных продуктов, в основном за счет кисломолочных напитков и творога как источников наиболее полноценного белка. В рацион необходимо включать первые овощи: редис, раннюю капусту, репу, морковь, свеклу, свекольную ботву, свежие огурцы, позднее - помидоры, молодой картофель, а также различную свежую зелень (укроп, петрушку, кинзу, салат, зеленый лук, чеснок, ревень, щавель, крапиву и др.).

Во-вторых, необходима рациональная организация режима питания ребенка. В жаркие летние месяцы режим питания рекомендуется изменить таким образом, чтобы обед и полдник поменялись местами. В особенно жаркое полуденное время, когда аппетит у ребенка резко снижен, ему следует предлагать легкое питание, состоящее в основном из кисломолочного напитка, булочки или хлеба и фруктов. После дневного сна отдохнувший и проголодавшийся дошкольник с удовольствием съест весь обед, состоящий из калорийных, богатых белком блюд.

Повышение суточной калорийности питания ребенка может быть достигнуто за счет увеличения пищевой ценности завтрака. В него рекомендуется включать богатое белком блюдо (мясное, рыбное, творожное, яичное). Это также физиологически более обоснованно, т. к. после ночного сна, в прохладное утреннее время дети едят с большим аппетитом.

В летнее время, кроме общепринятых четырех приемов пищи, ребенку можно предложить пятое питание в виде стакана кефира или молока перед сном. Это особенно рационально в том случае, когда ужин дается в более ранние сроки, а время укладывания ребенка на ночной сон несколько отодвигается из-за большой продолжительности светового дня.

В-третьих, необходимо обращать внимание на соблюдение питьевого режима. В жаркие дни значительно повышается потребность организма в жидкости, поэтому следует всегда иметь запас свежей кипяченой воды, отвара шиповника, несладкого компота или сока.

Употребление сырых соков - еще один шаг к здоровью. Это  источник витаминов, минеральных солей и многочисленных полезных микроэлементов. Во многих соках с мякотью (нектарах) много пектина, а он, как известно, обладает способностью связывать продукты гниения и брожения в кишечнике и выводить их из организма.

 

Правила питания детей летом:

  1. Нужно изменить рацион питания. Дети могут есть более калорийную пищу, когда не так жарко. Поэтому более сытные блюда нужно давать в первую половину дня и вечером. Днём дети должны потреблять лёгкие блюда (молочные продукты, салаты, ягоды, фрукты).
  2. Продукты, которые предназначены для детей нельзя долго хранить. Желательно чтобы они были первой свежести. Лучше всего подойдут ягоды, фрукты, овощи из приусадебного участка. Родители, имеющие дачи или родственников в селе могут обеспечить своим детям постоянно свежие продукты. Летом дети должны потреблять больше свежих овощей, фруктов. Перед употреблением продуктов нужно их хорошо помыть и ошпарить кипятком.Именно свежие овощи обеспечивают детский организм ценными питательными веществами. При термической обработке продуктов часть полезных веществ теряется. 
  3. Родители должны в зависимости от возраста ребёнка подбирать правильные продукты. Особенно тщательно нужно подбирать продукты питания для детей до трёх лет. Они очень чувствительны к любым изменениям. Поэтому нужно очень осторожно вводить в их рацион какой-то новый продукт.
  4. Летом дети должны пить много жидкости.Вода нужна для охлаждения организма. Не нужно детям давать газированные напитки для утоления жажды. Родители могут со свежих ягод и фруктов делать компоты. Тогда дети будут с удовольствием наслаждаться витаминным напитком.
  5. Родители должны исключить из рациона ребёнка сладости.В летнее время лакомством для ребёнка могут служить свежие фрукты и ягоды. 

 

 

Уважаемые родители, запомните!

 

Морковный сок способствует нормализации обмена веществ, улучшая процессы кроветворения и транспорта кислорода, стимулирует физическое и умственное развитие.

Свекольный сок нормализует нервно-мышечное возбуждение при стрессах, расширяет кровеносные сосуды.

Томатный сок нормализует работу желудка и кишечника, улучшает деятельность сердца, содержит много витамина С.

Банановый сок содержит много витамина С.

Яблочный сок укрепляет сердечно-сосудистую систему, нормализует обмен веществ, улучшает кроветворение.

Виноградный сок обладает тонизирующим, бактерицидным, мочегонным, слабительным действием, способствует снижению артериального

давления.

 

 

 

свернуть

Игры с песком и водой

 

 

Летом на площадке наиболее часто дети играют с песком и водой. Этот природный материал пользуется у детей исключительным вниманием. Если даже нет никакого дополнительного материала, дети все же находят способы применения песка в игре: они берут песок горстями и, как сквозь решето, просеивают его между пальцами. Молодым родителям может показаться, что возня в песочнице – это всего лишь забава для малыша, не более того. Казалось бы, сидит карапуз в песочнице, перебирает пальчиками золотистый песок. Просто играет. Просто, да не просто. Песок – это и забава, и игра. Но, кроме того, это еще и очень полезное занятие, развивающее ребенка во многих направлениях. Судите сами. Пересыпая сухой песок или разминая пальчиками мокрый, ощущая его тепло или прохладу, малыш обогащает свой тактильный опыт, развивает одно из важных органов чувств – осязание. Как и любые пальчиковые манипуляции, возня с песком влияет на интеллектуальное развитие крохи. Просто удивительно: лепим песочные пирожки, копаем канавки и вместе с тем умнеем, развиваем свой мозг. Насыпая в формочки и ведерки песок и выкладывая песочные фигурки, ребенок тренирует координацию движений, точность и аккуратность. Но и это не все. Любые постройки из песка – это творческий процесс. И чем больше всевозможных песчаных миров будет создавать малыш, тем лучше будет развиваться его фантазия и воображение. Прямо в песочнице можно изучать географию и математику, учиться считать, читать и писать, знакомиться с основами физики. И наконец песочница – это то место, где кроха проходит первую школу социализации. Иными словами, осваивает азы взаимоотношений с себе подобными.

Педагоги считают, что «песочная терапия» снимает детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивает фантазию.

Игры с песком – это проявление естественной активности ребенка. Первые контакты детей друг другом происходят в песочнице. Именно поэтому естественно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Песочница является привлекательной средой для осуществления сказкотерапевтического подхода.  Песочница – посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих впечатлениях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства. Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков. 

Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Песок поглощает воду, поэтому, по утверждению парапсихологов, он поглощает негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Песок снимает стресс, снижает уровень нерво-психического напряжения, поднимет настроение, способствует возникновению положительных эмоции.

При игре с песком дети знакомятся с его свойствами, радуются легкой податливости песка, его текучести, способности принимать любую форму. В последнем дети наглядно убеждаются, когда выкладывают из песочных формочек сырой песок. Песок и вода часто служат стимулом к различным сюжетным играм. Например, положив сырой песок в стаканчик из пластмассы, дети «продают мороженое».

Игры с песком оказывают благоприятное влияние на развитие детского воображения, сообразительности, устойчивости внимания, и главным образом — на развитие и усовершенствование мелких координированных движений пальцев и рук.

Игры с песком

Давайте познакомим наших детей с основными свойствами сухого и мокрого песка. Предлагаю вам множество разнообразных игр, связанных с этими материалами. Предложив ребенку сыграть в эти игры, вы наверняка услышите восторженное согласие.

Изучаем свойства песка и «печем куличи»

Любому ребенку игра с песком доставляет большое удовольствие. Предложите малышу инструменты: совочек, ведерко, формочки разного цвета, объема и конфигурации, грабли, воронку и небольшое сито, а также пластиковые баночки и бутылочки, и он часами будет копаться в песочнице, насыпая песок в формочки и ссыпая его обратно.

Обратите внимание ребенка на то, что песок может быть сухим и влажным.

Сухой песок рассыпается — из него нельзя ничего построить, но зато его можно пересыпать тонкой струйкой или просеивать через сито. Покажите ребенку, как сухим песком можно измерить объем разных формочек и даже бутылочек с узким горлышком, насыпая туда песок через воронку. Покажите, как через узкое горлышко бутылки песок высыпается обратно дольше, чем через широкое. Расскажите ребенку, что на этом принципе основаны песочные часы. В давние времена, когда еще не было других часов, именно песочные помогали людям отмерять время.

Детям постарше для исследования песка можно дать лупу. Насыпав немного песка на белый лист бумаги, вместе с ребенком внимательно рассмотрите песчинки под лупой. Обратите внимание ребенка на то, что они разной формы и размера. Расскажите малышу, как образуется песок. Песчинки — это крохотные камушки, которые получаются от трения и ударов друг о друга больших камней.

Совсем другие игры можно предложить детям с влажным песком. Прежде всего обратите внимание ребенка на то, что свойства у влажного песка совсем другие, чем у сухого. Во-первых, влажный песок — другого цвета (он темнее), во-вторых, он тяжелый и уже не сыплется, но зато из него можно «печь пирожки и куличики». Для этого влажный песок совочком накладывают в ведерко или формочку и утрамбовывают его тыльной стороной совка. Затем переворачивают формочку, придерживая песок, кладут на твердую поверхность, стучат совком по ее дну и осторожно снимают формочку. «Пирожок» готов.

Можно предложить ребенку испечь много «пирожков» разного размера и формы, а потом посчитать их. Если он слишком велик для нашей куклы, его можно разрезать. Можно организовать игру в «Пекарню». Выполняя просьбы покупателей, продавец будет продавать буханки, половинки и даже четвертинки хлебного каравая. Таким образом ребенок познакомится в игре с новыми для него математическими понятиями.

В другой раз возьмите с собой на прогулку набор игрушечной посуды, с которой малыш сможет поиграть в «Столовую». Юный повар будет готовить обеды из трех блюд для своих кукол. Тут песок будет выступать уже не только в роли муки и теста, но и в качестве крупы, соли и сахара. Для приготовления первых и вторых блюд повару понадобится вода, а трава, цветы и листья пригодятся для салатов.

Может быть, ребенок организует и другую игру — «Гости», в которой одна кукла пригласит на праздничный обед другую. Задача взрослого — подсказать ребенку тему для новой игры, а малыш уже приложит собственную фантазию.

Показывая ребенку игры с песком, предупредите малыша, что играть с ним небезопасно: нужно быть внимательным и следить, чтобы песок случайно не попал в глаза.

Строительство из песка

Отправляясь с ребенком на прогулку, возьмите с собой не только ведерко и лопатку, но и машинку. Пригодится вам и другой строительный материал: бруски, дощечки. Машина может быть большой, например самосвал, в нее ребенок будет нагружать песок и отправлять его на игрушечную стройку, а может быть и маленькой, тогда ребенок будет строить для нее дороги и мосты во влажном песке.

Покажите малышу, как построить мост. Для этого с помощью ведерка сделайте два куличика или две песчаные горки на небольшом расстоянии друг от друга, а между ними перекиньте дощечку — по такому мосту сможет проехать машинка или пройти куколка. Под мостом вполне может проезжать поезд или плыть кораблик. Чтобы машинка могла выехать на мост и съехать с него, присыпьте песок к «опорам» моста с двух внешних сторон.

В хорошо увлажненном песке можно сделать туннель и без использования дополнительного строительного материала. Для этого песок насыпьте горкой, а через ее основание параллельно поверхности земли совком или рукой проделайте сквозное отверстие. Если отверстие не делать сквозным, то получится неплохой гараж для маленькой машинки или домик для любимой игрушки. В случае, если игрушек много, имеет смысл построить большой дом, в котором получится сразу несколько квартир.

Сочетая разные виды построек — дороги, туннели, мосты, песчаные горки, — можно построить трассу, по которой будет ездить игрушечная машинка, управляемая опытным шофером. Можно создать и целый город с площадями, скверами, домами и гаражами. Как в любом городе, здесь будут перекрестки, мосты, подземные переходы. Для того чтобы игра стала еще интереснее, можно заранее изготовить из плотного картона плоскостные изображения домов, светофоров, деревьев, людей и прикрепить к ним палочки с заостренными концами. Эти макеты ребенок будет втыкать в песок, и его город станет совсем настоящим.

Малышу можно предложить построить детскую площадку для кукол, сделав на ней клумбу, скамейку, дорожки. Для этого пригодится и имеющийся под рукой природный материал: шишки, камешки, желуди, веточки, листочки, цветы.

Если у вас есть набор мелких игрушек «Дикие животные», то можно организовать в песочнице настоящий зоопарк, огородив его насыпным забором, сделанным с помощью ладоней. Пригодятся для строительства кирпичики и тонкая дощечка — перекладина для ворот. Можно использовать в строительстве и формочку, закопанную в песок вровень с землей и наполненную водой. Получится хороший пруд для водоплавающих птиц или бассейн для белого медведя.

Используя набор игрушек «Домашние животные», предложите ребенку построить ферму или птичий двор, посадить сад, сделать грядки для овощей, разбить клумбу. На лугу будут пастись корова, овцы, около дома будет стоять лошадка, ожидая хозяина, а возле будки — сидеть сторожевой пес. Дом можно сделать так: отделите от песчаной горки лишние части песка и, приглаживая оставшийся песок фанеркой, придайте ему желаемую форму. Забор формируется из песка ладонями в виде вала или делается с помощью воткнутых в песок спичек (палочек). Из них можно изобразить в доме окно и дверь.

 

Игры с водой

И не удивительно, ведь игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и для мелкой моторики. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции. А что может быть лучше, чем счастливое лицо ребенка! И уже не важно то, что у вас вокруг одни лужи, выпачканная ванная и т.д.

Во что же можно играть с водой?

 

Игра со струей воды

Подставляйте под струю ладошку ребенка, изучайте падение воды, разбрызгивайте ее. Можно, например, предложить ему наполнить водой сначала стакан, а потом — столовую ложку. Причем струя воды может быть как теплой, так и холодной, как сильной, так и тонкой.

 

Водопад

Для этой игры вам пригодятся любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан. Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Обратите внимание крохи, что чем выше водопад, тем громче он «шумит».

 

Вода принимает форму

Для этой игры понадобятся: надувной шарик, резиновая перчатка, целлофановый мешочек, пластиковый стакан. Малыш наполняет шарик, перчатку или мешочек водой с помощью пластикового стакана. Родителям стоит обратить его внимание на то, что вода принимает форму того предмета, в который ее налили.

 

Окрашивание воды

Подкрасьте воду акварельными красками. Начать лучше с одного цвета. В одной бутылке (пластиковой, прозрачной) сделайте концентрированный раствор, а потом разливайте этот раствор в разных количествах в другие бутылки. Разлив концентрированный раствор по емкостям, долейте воды и посмотрите с малышом, где вода получилась темнее, где светлее.

 

Тонет – не тонет

Возьмите предметы из разных материалов: металл, дерево, пластмасса, резина, ткань, бумага, мочалка. Опуская по очереди различные предметы, ребенок наблюдает, погружаются ли они в воду и что с ними происходит.

 

Маленький рыбак

Мелкие предметы бросают в бассейн или тазик. Это будут рыбки. Малышу выдается «удочка» — половник с длинной ручкой, которой он будет вылавливать рыбок. Можно также половить рыбок «сачком» — для этого подойдет дуршлаг или сито.

 

Растворяется или не растворяется

Что еще может растворится в воде, кроме красок?

Пусть малыш наливает в воду (теплую или холодную) разные жидкости ложкой. Сок, молоко, кефир, сироп, мед, варенье или даже несколько капель подсолнечного масла. А если сыпать в воду разные порошки? Сахар, соль, муку, крахмал, растворимый или нерастворимый кофе. А если бросать в воду твердые предметы? Кусочек мыла или сахара или что-то другое. Что происходит с водой? Меняется ли ее цвет? Прозрачность? Растворяется ли то, что мы кидаем в воду сразу же, после размешивания или через некоторое время?

 

С места на место

Помещаем мелкие пластмассовые шарики в воду. Задача малыша — выловить ситечком с длинной ручкой все шарики и переложить их в пустую пластмассовую миску, которая плавает рядом.

 

Пузыри Следует научить малыша пускать пузыри в воду. Взрослому необходимо сначала показать ребенку, как можно это сделать, чтобы он попытался сделать то же, а потом наблюдал за пузырьками. Это может стать элементом обучения малыша нырянию и плаванию, если у родителей нет возможностей проводить с ребенком занятия в бассейне. Сначала можно просто выдувать воздух через рот, опуская голову в воду, затем попробовать делать это через трубочку или шланг. Такие игры доставляют малышу ни с чем не сравнимое удовольствие.

 

Лейся, лейся

Для этой забавы нужна воронка, пластиковый стакан и различные пластиковые емкости с узким горлышком. С помощью стакана малыш наливает воду в бутылки через воронку. Можно просто лить воду через воронку, высоко подняв ее.

 

Выжми мочалку

Взрослый дает ребенку губку и просит наполнить водой миску, которую он держит в руках. Но сделать это надо только с помощью губки, набирая воду и отжимая потом в миску.

 

Игра с мылом

Маленький кусочек детского мыла отпускается в ванную с сидящим там малышом — пусть попробует его поймать. Можно даже придумать сюжетные игры с водой и мылом.

 

Много, много пены

Взрослый выливает немного детской пены в бассейн, где находится малыш. С помощью венчика или собственных рук малыш взбивает пену.

 

Фокус Наполните водой пластмассовую чашку, затем накройте ее кусочком бумаги. Прижимая чашку рукой, переверните чашку вверх дном. Теперь, осторожно скользя по бумаге, можно отвести руку. Фокус заключается в том, что вода не выливается.

 

Поймай льдинку

Взрослый опускает в миску с теплой водой 5-10 небольших льдинок . Наблюдаем за ними, рассказываем о свойствах воды. .

 

Брызгалка В пробке пластиковой бутылки проделать несколько дырочек, заполнить бутылку водой и дать получившуюся брызгалку малышу. Можно брызгать на дальность — тогда главной целью будет выпустить самую длинную струю. А можно стрелять из брызгалки в цель, развивая тем самым меткость или просто рисовать на асфальте. Дайте ребенку брызгалку в жаркий день и ребенок сам сможет придумать новые игры с водой.

 

Учимся измерять

Для игры понадобится небольшая мисочка или кувшин, а также черпак. Взрослый просит заполнить миску водой, используя черпак. Для сравнения лучше взять разные по вместимости миску и кувшин.

 

Сквозь сито

Поставьте перед ребенком тазик с водой, пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает. В игре ребенок познает назначение предметов и свойства вещества.

Поиск сокровищ

Дайте ребенку несколько игрушек, которые он должен рассмотреть и ощупать, а затем опустите их в бассейн. Завяжите малышу глаза и предложите ему отгадать, какую игрушку он нащупал рукой в воде.

Купание куклы

Вам понадобятся: губка, мыло, кружка (или кувшин) и полотенце. Предложите ребенку искупать куклу при помощи губки и мыла. Затем попросите вытереть куклу и надеть на нее чистую одежду.

 

 

свернуть

Ребенок на даче

 

 Шесть уроков безопасности

Родители, отправляясь с детьми на дачу, иногда на природе утрачивают бдительность. А зря!

       К примеру, болезни грязных рук еще никто не отменял. Да и других опасностей вокруг хоть отбавляй. Любопытные малыши могут пораниться острым секатором или лопатой. Так что не помешает освежить в памяти правила личной безопасности и донести их до ребенка.

Урок 1. Травмоопасные инструменты

В дедушкином сарае спрятались инструменты, а это гораздо интереснее детских игрушек!

Маленькому Кулибину захочется испробовать, как устроена газонокосилка, для чего нужен секатор и как работать "взрослой" лопатой.

Как быть? Замки спасают, но только в том случае, если ребенку нет еще пяти-шести лет. Более старшие дети справляются с этой преградой, в ход идут булавки, веточки, мамины шпильки. Лучше, если дедушка сам покажет ребенку любопытное содержимое сарая, объяснит, как пользоваться им, даст подержать инструменты и обязательно (!) объяснит технику безопасности. Начинать урок можно с четырех-пяти лет.

Урок 2. Проблемы грязных рук

Пускай ваша мама или свекровь сколько угодно твердят об экологически чистых помидорчиках и огурчиках с приусадебного участка, родной теплицы, но нельзя поощрять, чтобы ребенок ел что-то прямо с грядки или куста. Грязные руки вкупе с "кислотными дождями" уже поставили на этой теме крест.

Читайте по теме: Чистые руки - залог здоровья

Как быть? Приучайте ребенка мыть фрукты, ягоды и овощи, прежде чем попробовать их. Начинать нужно еще дома, тогда малыш сам объяснит бабушке, почему он несет огурчик к раковине, а не сразу в ротик. По возможности, оборудуйте умывальник прямо в саду, чтобы ребенку не нужно было бегать в дом каждый раз, когда он захочет съесть витаминку. И строго-настрого запретите бабушкам подавать ребенку иной пример.

Урок 3. Собака бывает кусачей

Пускай говорят, что самую большую опасность для человека представляет сам человек, но столкновение с братьями нашими меньшими не всегда сулит доброе. Диковинные животные, незнакомые растения таят в себе угрозу для малыша. Ведь без представителей флоры и фауны не обходится ни одно приусадебное хозяйство.

Яркие окраски колорадского жука манят детей не меньше, чем домашние игрушки - так и хочется поймать, потрогать, спрятать в коробку из-под спичек и кормить травкой. Погладить цепного песика для несмышленыша тоже незадача.

Как быть? Научите ребенка общаться с миром живой природы на расстоянии. Объясните, что прикасаться к растениям, рвать цветы, какими бы красивыми они ни были, нельзя: расскажите, что цветам больно и обидно, когда с ними так поступают.

Придумайте похожие истории о животных, насекомых, птицах, чтобы показать ребенку: с природой нужно обращаться на "вы", тогда она будет добра. С детьми школьного возраста вместе изучайте местную флору и фауну и своим примером показывайте, как нужно относиться к ней.

Не пугайте ребенка словом "ядовитые", "вредные" - это только подогреет интерес к запретному. Лучше расскажите, что хорошего есть в этих жучках и паучках, почему их не нужно обижать и уничтожать.

Урок 4. Издержки лесных прогулок

Присказку "каждая соринка в лесу - витаминка" лучше поскорее забыть. Малышам нравится собирать шишки, веточки, бегать за бабочками и ловить насекомых, заглядывать в гнезда и наблюдать за белками. Но дети до 3-4 лет все еще исследуют мир при помощи губ и языка и тянут в рот "всякую заразу". А дети постарше еще не отличают вредных растений и насекомых от безобидных.

Как быть? Для пятилетних малышей срочно начинайте ликбез по флоре и фауне родных лесов, готовя тем самым к урокам зоологии и ботаники. С детьми помладше быть внимательными и не забывать брать на прогулку упаковку влажных салфеток, чтобы протереть малышу руки.

Урок 5. Прятки без потерь

У детишек пяти-семи лет, как известно, очень популярна игра в прятки, тем более, что в лесу есть, где замаскироваться. Взрослые знают, чем грозит эта забава - дети могут потеряться.

Как быть? Строго очерчивать границы для игры: прячемся от той опушки до тех кустов. При этом вам, взрослому, лучше не принимать участие в игре в качестве ведущего, а наблюдать со стороны, куда спрятались дети, и следить, чтобы они соблюдали границы игрового поля.

А идеально предложить малышам поиграть не в традиционные прятки, а "прятки-маскировки". Конкурс на самый лучший маск-наряд: разрешайте обсыпать себя листьями, ветками, валяться на траве, чтобы стать незаметным на фоне леса. Лучше пожертвовать чистой одеждой, чем волноваться за безопасность малыша.

Урок 6. Посторонние люди бывают плохими

Дети до пяти лет еще очень верят всем взрослым без разбора и рискуют попасть в опасную ситуацию. Кем только не представляются взрослые, чтобы привлечь внимание ребенка. Но кикиморы, колдуны и лесные эльфы, увы, оказываются простыми смертными с нездоровой психикой.

Как быть? Развивать чувство самозащиты в ребенке психологи советуют с двух лет. В этом возрасте малыш уже способен понять, что есть добрые и злые люди, и с посторонними лучше не вступать ни в какие разговоры и тем более никуда вместе не уходить.

Не запугивайте малыша страшными историями о бабе Яге, которая ест детей, или Карабасе, похищающем их, так вы только вы травмируете его психику. Спокойно и без живописных примеров устанавливайте правила безопасности, которым малыш должен четко следовать.

 

 

 

свернуть