Советы руководителя физического воспитания

Приглашаем посетить блог Физвоспитание ДЦРР г. Дзержинска

 В общей системе всестороннего и гармонического развития человека физическое воспитание ребёнка дошкольного возраста занимает особенное место. В дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности, активной двигательной деятельности.

 В нашем дошкольном учреждении для решения задач физического воспитания используются разные формы организации двигательной деятельности: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, физкультминутки, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, физкультурные досуги и праздники, дни здоровья, самостоятельная двигательная деятельность.

  Вырастить детей здоровыми, решить вопросы их физического развития, можно только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения. 

  Для объединения наших общих усилий в решении вопросов физического воспитания, предлагаем вам, уважаемые родители, следующие формы работы: консультации, рекомендации, практические советы, памятки, мультимедийные пособия, фото и видеоматериалы:

 

 

Какой вид спорта подходит моему ребёнку?

 

И важно ли учитывать природные наклонности, так называемый темперамент, при выборе спортивной секции для ребёнка?

         Для растущего организма спортивные занятия (в разумных пределах!) полезны, особенно если вид спорта подобран с учетом физических и психических особенностей юного спортсмена, в частности, типа его темперамента. С точки зрения науки, темперамент — это врожденное сочетание определенных эмоциональных реакций, состояние нервной системы, психики человека, его способность реагировать на те или иные события

        В детском возрасте темперамент только складывается, и у ребёнка не всегда ясно можно заметить черты, которые ярко выражены у взрослого. Определить тип темперамента малыша можно по особенностям его поведения, мимики, по скорости реакции и общему уровню активности. Не принято говорить о каких-либо слабых или сильных сторонах темперамента. Нет "хороших" или "плохих" типов темперамента, но у каждого есть свои особенности. И наша с вами задача — не пытаться переделать темперамент, а развивать положительные качества характера ребёнка, смягчая недостатки, которые начали проявляться в его поведении.

         Итак, Ваш малыш – АКТИВНЫЙ САНГВИНИК:

        Движения и мимика малыша — живые, разнообразные, он эмоционален и впечатлителен. Быстро принимает условия игры, включается в ситуацию и так же быстро "выключается". По его лицу легко определить настроение, отношение к миру. Обладает высокой работоспособностью, может быстро сосредоточиться, играючи овладевает новыми навыками. Темп речи обычно высокий. Ребенок общительный, у него много друзей, он может придумать игру для всех, легко привыкает к новым условиям и требованиям, поэтому, как правило, с удовольствием посещает детский сад.          

Совет родителям.   Эмоциональные переживания малыша-сангвиника зачастую поверхностны, и он бывает малочувствителен к эмоциям других. Высокая подвижность мешает ему сосредоточиться на конкретном деле, он часто торопится, бывает несобранным. С этим недостатком помогут справиться планирование и постановка конкретных целей, разделение большой задачи на несколько малых, при решении которых требуются усидчивость и сосредоточенность. Если нет новых занятий, ребенку быстро становится скучно.

         Похвала и активное включение в игру — ключ к успеху маленького сангвиника!

   Интерес к спорту. Вид спорта дети-сангвиники могут освоить любой. Но выбор ребенка обычно остается за такими спортивными занятиями, в которых он может ярко проявить свою индивидуальность, личностные качества. Хороши для сангвиника бег с препятствиями, десятиборье, каратэ и другие виды борьбы, шахматы, командные игры: футбол, хоккей.

ЭНЕРГИЧНЫЙ ХОЛЕРИК:

            Как и сангвиник, этот активный ребенок, действует энергично. Движения его резкие и стремительные. Эмоции и переживания — сильные, ярко выраженные, импульсивные. Часто бывает не сдержан, нетерпелив, вспыльчив. Настроение меняется часто! Любит общение, но возможны конфликты со сверстниками. Устойчивость интересов и стремлений — высокая, он с упорством добивается поставленной цели, иногда даже бывает сложно переключить его внимание с одного вида деятельности на другой.

  Совет родителям. Учитывайте эмоциональную неуравновешенность и вспыльчивость малыша. Он способен потерять контроль над собой, если его обидеть. В общении с ним недопустимы резкость, несдержанность: они, скорее всего, вызовут негативную ответную реакцию. Каждый его поступок лучше оценивать сразу, и помните, что для ребенка очень важна справедливость оценки. Развивайте его творческие способности, хвалите за самостоятельный поиск решений

  Интерес к спорту.  Холерик часто бывает азартным болельщиком, любит соревнования, ему нравятся подвижные и командные виды спорта. Участвуя в соревнованиях, он будет одним из самых активных, захочет стать капитаном команды или лидером, но, в то же время, часто может не считаться с другими игроками (возможны проявления злости и зависти). Ему важно быть лучшим из лучших! У холериков есть склонность и к достаточно агрессивным видам спорта, дающим естественный выплеск накопившейся энергии: боксу, борьбе и пр. Такие спортивные занятия особенно полезны для них, так как дают психологическую разрядку негативным эмоциям, причем в социально приемлемых формах. Так же хорошо снимают эмоциональное напряжение занятия плаванием.

УПОРНЫЙ ФЛЕГМАТИК:

            Общий уровень активности малыша понижен, он трудно переключается с одной деятельности на другую, медлителен во всем: в движениях, мимике, речи. У него ровные, глубокие и устойчивые чувства и настроения. Флегматики — упорные труженики.

    Совет родителям.  Учите ребенка свободно выражать эмоции, покажите, как это делать, разговаривайте с ним о чувствах. Будьте внимательны, выслушивайте его. Обязательно подчеркивайте, что есть разные способы решения одной и той же задачи. Важно не торопить его во время выполнения задания, нельзя быстро переключать с одной деятельности на другую.

    Интерес к спорту.  Ребенку-флегматику близки интеллектуальные виды спорта, где надо тщательно продумать каждый ход, рассчитать точность удара, построить многоходовой алгоритм. Флегматик способен проявлять упрямство и надорваться, не сумев вовремя остановиться. Это может привести к тому, что он оставит спорт. Флегматику можно рекомендовать бег на длинные дистанции, биатлон, лыжи, конькобежный спорт, поднятие штанги, шахматы, шашки, бильярд.

МЫСЛИТЕЛЬ МЕЛАНХОЛИК:

Малыш малоактивен: мимика и движения невыразительны, голос тихий. Чувства его — устойчивые и глубокие, но выражены слабее, чем у других детей. Чрезмерно обидчив: незначительный повод может вызвать слезы. Не уверен в себе, робок, избегает трудностей. Любит быть один. Неэнергичен, быстро устает. Легко отвлекается, реакция замедленная, темп психических процессов — медленный.

    Совет родителям.  Следует учитывать природную ранимость крохи. При постоянном давлении из него может вырасти человек с заниженной самооценкой, вечный неудачник, замкнутый, отчужденный.

По отношению к малышу- меланхолику недопустима резкость. Общаясь с ним, взрослым не стоит повышать голос или иронизировать — он может замкнуться в себе. Ему необходимы постоянное поощрение и поддержка всех начинаний, похвала, особенно когда он проявляет решительность и волю.

    Интерес к спорту. Меланхолики с интересом наблюдают за ходом крупных соревнований, но сами активным спортом занимаются редко. Из них получаются отличные яхтсмены — им хорошо наедине с морем. У меланхоликов есть трезвый расчет и точность — они способны заниматься такими видами спорта, как спортивная стрельба, прыжки в высоту, метание диска или копья. Возможны успехи в спортивных танцах и фигурном катании. Танец для них — возможность научиться свободно выражать чувства. Они хорошо ладят с животными, поэтому успешно занимаются верховой ездой. Меланхолики могут начать занятия, но быстро потерять к ним интерес — в основном из-за низкой активности и повышенной утомляемости.

Абсолютно противопоказаны для детей этого типа темперамента виды спорта, где важна высокая скорость реакции: теннис, футбол, фехтование и пр.

Спорт, как хороший воспитатель, должен развивать заложенные природой данные, а не ломать. 

Не нужно ставить цель -  воспитать олимпийского чемпиона, просто порадуйтесь вместе с ребенком его маленьким достижениям, похвалите его и тогда занятия доставят и вам и малышу огромное удовольствие.

         Лучше всего начинать занятия ещё дома, и тогда у ребенка уже будут определенные представления о безопасности, да и общее физическое состояние позволит без труда заниматься каким-либо видом спорта, не вызывая у ребенка неприятных ощущений от непосильной нагрузки.

 

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2020/02/25/kak-vybrat-vid-sporta-doshkolniku

свернуть

Гигиенические требования к спортивной форме и обуви на занятиях физической культуры в детском саду

 Физкультурные занятия – основная форма систематического обучения детей физическим упражнениям.

Значение занятий заключается в комплексном формировании культуры движений, систематическом осуществлении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, функциональное совершенствование организма, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание физических качеств и эмоционально-положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннее развитие личности.

Физкультурное занятие обязательно требует соблюдения техники безопасности при его проведении. Одним из обязательных условий её соблюдения является наличие  спортивной формы у детей.

 Ребенок получает полное физическое развитие, учится прыгать, бегать, ползать, лазать. Чтобы вашему ребенку было удобно, необходимо приобрести: футболку, шорты, носочки, удобную спортивную обувь (тапочки на резиновой подошве или кеды) для занятий физической культурой.

  Родителям нужно помнить, что во время физических упражнений повышается потоотделение, поэтому если ребенок наденет шорты на колготки, он вспотеет, в связи с этим основным требованием при проведении физкультуры в помещении является обязательное одевание носочков. Так же следует знать, что в этой же одежде, в соответствии с санитарными требованиями, нельзя находиться далее в групповой комнате, то есть у вашего ребенка должна быть специальная форма для занятий физкультурой, которая одевается непосредственно перед занятием и снимается после него.

Одежда детей должна быть чистая, сухая, из материалов, обладающих хорошей тепло – проводимостью, соответствовать размеру ребенка и не стеснять его движений. Обувь должна соответствовать размеру стопы, чтобы не стеснять ногу и не нарушать кровообращение, быть лёгкой и удобной, подошва – мягкой и гибкой.

 

Спортивная форма для занятий физической культурой:

  1. Футболка. Футболка должна быть изготовлена из несинтетических, дышащих материалов, без декоративных элементов, отвлекающих внимание детей. Желательно, чтобы у всех детей группы были футболки определённого цвета. Это вырабатывает у детей командный дух при проведении эстафет и спортивных праздников.
  2. Шорты. Шорты должны быть неширокие, не ниже колен. Многие дети приходят на занятие в бриджах, что мешает им выполнять основные виды движения, такие как прыжки, бег, упражнения на растяжку и т.д.
  3. Обувь. Необходимо иметь тапочки или кеды на прорезиненной подошве, они не скользят при выполнении упражнений. За счет тонкой подошвы дети невольно проводят профилактику плоскостопия.
  4. Носочки. Носки лучше не слишком теплые, предназначенные для частых стирок. 

Источник: https://docviewer.yandex.by/?tm=1729068180&tld=by&lang=ru&name=pravila-bezopasnosti-fiz-kultura.pdf&text=Гигиенические+требования+к+спортивной+форме+и+обуви+на+занятиях+физической+культуры+в+детском+саду+РБ&url=https%3A//adu.by/images/2023/fiz/pravila-bezopasnosti-fiz-kultura.pdf&lr=26018&mime=pdf&l10n=ru&sign=38573bd6cf5db2bbb40364c916907d39&keyno=0

 

свернуть

Занятия в бассейне: радость и польза!

Плавание – это способ укрепления здоровья и полезный навык для жизни.

Посещение бассейна влияет не только на физические, но и на умственные данные ребенка, стимулируя его нервно-психическое развитие. Контактируя с водой ребенок  получает массу положительных эмоции. Польза плавания настолько велика, что занятие можно отнести не только к самым популярным видам спорта, но и к терапевтическим методикам, применяемым в медицине. Чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма.

  1. Мышечная система.Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных групп мышц, что увеличивает их работоспособность и силу. Сопротивление воды способствует формированию более сильных и эластичных мышц.
  2. Костная система.В воде снижается нагрузка на позвоночник и суставы. Укрепление связок способствует правильному формированию осанки. Плаванье помогает суставам оставаться гибкими, особенно в шее, плечах и бедрах. Показатель суммарной подвижности в суставах пловцов значительно выше, чем у спортсменов других специализаций. Ходьба по массажным дорожкам перед плаванием, активное движение ног в воде в безопорном положении - укрепляет стопы ребенка и предупреждает развитие плоскостопия.
  3. Сердечно - сосудистая система.Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды. При регулярных занятиях плаваньем  возрастает сила сердечных мышц, увеличивается мощность сердца, количество сердечных сокращений в минуту уменьшается. Давление воды и горизонтальное положение тела облегчает отток крови от периферии к сердцу. Поэтому занятия плаванием благоприятны даже для детей с ослабленным сердцем. Разница температуры тела и воды на начальном этапе приводит к сужению капилляров кожи. Как следствие, кровь из этих сосудов приливает к внутренним органам и приносит им дополнительные питательные вещества и кислород. После кратковременного спазма капилляры расширяются и происходит их заполнение резервным запасом из печени. Таким образом, активизируется кровообращение всего организма. Плавание способствует изменению состава крови. При нахождении человека в воде у него увеличивается количество форменных элементов крови (эритроцитов, лейкоцитов, гемоглобина). Это наблюдается даже после однократного пребывания в воде.
  4. Дыхательная система.Давление воды и возрастающая потребность в кислороде, как следствие повышенной энергозатратности, укрепляет дыхательную систему: улучшается подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких, совершенствуется дыхательный ритм, повышается эластичность легких, растет количество альвеол легких, объем и вентиляция легких, максимальное потребление кислорода. Давление диафрагмы при глубоком дыхании способствует полноценной деятельности печени и других внутренних органов.
  5. Нервная система.Важна радость, удовольствие, которое получает ребенок от общения с водной стихией. Использование элементов игры позволяют сохранять эту радость на протяжении всего обучения. Играя, даже самые робкие дети быстро привыкают к воде, лучше усваивают правильное дыхание, положение тела в воде и основные движения. Плавание помогает побороть водобоязнь, снимает утомление, помогает при нервном перенапряжении, поднимает настроение, улучшает сон, внимание и память.
  6. Закаливание.Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разным условиям внешней среды. Движение воды оказывает массирующий эффект.
  7. Культурно - гигиенические навыки.Одновременно с обучением плаванию детям прививаются умения и навыки самообслуживания, что очень важно для их всестороннего развития. Постоянное выполнение ребенком целого ряда санитарно - гигиенических требований приучает его к самостоятельности и воспитывает уверенность в собственных силах.
  8. Личностные качества.Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Занятия развивают у детей такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность.

Источники: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2021/01/21/rekomendatsii-dlya-roditeley-detskie-zanyatiya-v

 

свернуть

Как научить ребенка плавать – упражнения по возрасту

 

   После того, как вы выбрали бассейн или определились с водоемом, пора подумать, самостоятельно ли учить ребенка плавать или обратиться за помощью к специалисту. Для начала определись, насколько хорошо вы сами владеете данным навыком и правильно ли сможете донести информацию. Компетентность – не единственный критерий, ведь нужно понять, способны ли вы гарантировать ребенку полную безопасность во время занятий.

   Если сами вы учились плавать давно и не очень эффективно, а малыш еще мал для экспериментов, то лучше найдите опытного тренера. Бассейны часто предлагают секционные занятия для детей разных возрастов: до 1 года, от 2 до 3 лет, от 4 до 5 лет, от 6-7 или 7-8 лет и старше. Индивидуальный подход к вашему ребенку нужен в том случае, когда он еще кроха – находится в грудном возрасте или ему еще нет и полгода. Обязательно изучите отзывы о педагоге, попросите прийти бесплатно посмотреть на занятия с другими ребятами.

  Обучение своими силами тоже вполне возможно. Для этого можно записаться в бассейн и приходить в него в то время, когда других посетителей почти нет. Существуют специальные упражнения, которые помогут ребенку быстрее и правильнее научиться плавать.

Дети до 1 года

   Научить плавать годовалого ребенка в буквальном смысле этого слова трудно. Он пока не понимает ваших слов и не способен реагировать на поправки. В этом возрасте все упражнения сводятся к оздоровлению организма и получению удовольствия. Младенцы еще на подсознательном уровне помнят технику задерживания дыхания и плавания, поэтому проплыть под водой в несколько месяцев они смогут быстрее, чем пойти ножками по суше до года.

Дыхательная гимнастика. Ее малыш непроизвольно выполняет, находясь в воде. Грудная клетка под давлением испытывает дополнительное напряжение, отчего вдохи и выдохи получаются глубже.

Шаги. Выполняется упражнение или в ванной, или в очень неглубокой части бассейна. Малыша нужно держать под мышками и вести в воде так, чтобы ножки касались дна бассейна. Ваше чадо само почувствует, что нужно шагать и станет передвигать ножками. Не забывайте, что маленькому пловцу нужно часто отдыхать.

Плавание на спине. Держать ребенка нужно так, чтобы водой было покрыто все, кроме лица. Подведите малыша к бортику бассейна так, чтобы она сам почувствовал его и попытался оттолкнуться. Затем тихонько несите его на поверхности воды, а он сам будет барахтаться. Если ребенку еще нет 3 месяцев, помните о том, что сам он голову еще держать не может.

Плавание на животе. Правую руку нужно положить под левую подмышку ребенка, а левой – поддерживать затылок. Вести ребенка по воде, «вырисовывая» восьмерки.

Дети от 1,5 до 3 лет

  Опорно-двигательный аппарат в этом возрасте уже достаточно развит, чтобы перейти на более сложные упражнения.

На работу ног. Почувствовать ногами сопротивление воды ребенок сможет, если сядет на борти бассейна и начнет создавать брызги, просто двигая играми туда-сюда. Другой вариант – вы поддерживаете малыша за подмышки или спереди, или сзади, а он барахтается ногами.

На работу туловища. Важный навык в плавании – умение держать себя на воде. Для начала вам будет нужно держать ребенка обеими руками, чтобы он смог почувствовать, как вода способна удерживать на поверхности. Попробовать нужно на спине и животе. В обоих случаях рекомендуется добавить вышеизложенное упражнение на ноги.

На работу рук. Ребенок ходит по дну, а руками отталкивает воду, словно загребает ее веслами. После выполнения данного упражнения отдельно, необходимо выполнить его в комбинации с двумя другими. Тут потребуется ваша помощь.

На дыхание. При выяснении, как научить ребенка плавать, не менее важным будет вопрос о том, как научить его дышать.

Существует правило: вдыхать нужно резко ртом, а выдыхать – медленно носом.

Чтобы малыш усвоил, что от него требуется, можно поиграть в игру. Вы набираете в ведерко или ладошки немного воды и выливаете ребенку на голову. При этом он должен закрыть глаза, резко глотнуть воздух ртом и плавно выдохнуть его носом.

Дети от 4 до 6 лет

Повзрослевший дошкольник уже понимает все, что вы ему говорите, поэтому может повторять и выполнять заданные упражнения в бассейне или в море.

Задерживание дыхания и выдохи. Необходимо сделать вдох и не дышать. Затем присесть на дно бассейна и обхватить обеими руками ноги. По закону физики вода сама подтолкнет ребенка вверх, и он вынырнет спиной на поверхность, словно поплавок. Чтобы исключить вдыхание воды, поиграйте с ребенком в подводную лодку, где он ртом при погружении будет выдувать воздух и создавать пузыри.

Удерживание на воде. На вдохе ребенок ложится на поверхность воды и учиться держаться на ней, вытянув в разные стороны ноги и руки. Дыхание должно быть ровным, иначе можно пойти ко дну.

Ныряние. Оно делается на выдохе и с вытянутыми вверх руками. Будущий пловец отталкивается от дна бассейна и старается отпрыгнуть как можно дальше в свободную сторону, окунаясь с головой. Когда все будет хорошо получаться, предложите добавить движение ногами и отмерять, на каком расстоянии ребенок выплывает всякий раз.

 

Как научить ребенка плавать — несколько правил

Даже если у вас свое представление о правильном обучении плаванию ребенка, некоторых правил придерживаться все же стоит.

«Нет!» - ненужным аксессуарам

Если ребенок не умеет плавать, или тем более – видит воду в большом объеме в первый раз, цеплять на него ласты и маску с трубкой нет никакой необходимости. Всевозможные круги и нарукавники отложите для обычного купания. Они только помешают освоить необходимые навыки. Как научить ребенка плавать при помощи дополнительных средств? Купите плавательную доску. Это единственный, при том очень эффективный, помощник.

 

Правильная последовательность

Если вам кажется, что ребенку срочно нужно научиться не дышать под водой, просто не допускайте его погружения. Сначала он должен почувствовать себя уверенно на поверхности, а это называется скольжение. Потом ему должно стать понятно, как двигать ногами, что плыть. Следующий шаг – обучение движениям руками. И вот теперь пора учить вдохам и выдохам.

 

Выбор детского бассейна

Его характеристики: • Безопасный уровень хлора в воде и в воздухе. • Безопасная температура воды и воздуха. • Наличие удобных и безопасных подъемников и бортиков. • Нескользкие полы. • Длина бассейна – не менее 5 метров. • Глубина бассейна – не выше, чем до нижнего уровня груди ребенка. • Квалифицированные и опытные тренеры.

 

Отсутствие завышенных ожиданий

Чаще всего до 4 лет ребенок не может научиться плавать кролем и брассом, максимум – на спине. Не стоит ругаться и ждать, что малыш с удовольствием будет продолжать занятия, если они влекут негативные эмоции. Дайте своему чаду насладиться водными процедурами. Чем чаще он пребывает в воде, тем больше к ней привыкает.

 

Отсутствие противопоказаний

Прежде, чем вести ребенка в бассейн или на речку, выясните, нет ли у него противопоказаний для этого. В хорошем правильном учреждении от вас должны потребовать медицинскую справку.

 

Соблюдение правил купания

В воде ребенок малых лет не должен находиться в воде более получаса. Если за окном холодно, позаботьтесь, чтобы ваш малыш полностью обсох и согрелся, иначе он может заболеть. После плавания нужно искупаться или помыться под душем, после чего намазаться увлажняющим кремом.

Источник: https://iplav.com/kak-nauchitsya/rebenok/plavat-v-3-5-let.html

 

свернуть