Идея организации работы по приобщению воспитанников старшего дошкольного возраста к Олимпийскому движению возникла не случайно.
Формирование здорового образа жизни, развитие спорта и олимпийского движения – одно из приоритетных направлений государственной политики Республики Беларусь на самом высоком уровне. Это характеризует нашу страну как цивилизованное европейское государство, заботящееся о будущем нации.
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к олимпийскому движению предоставляет возможность реализации не только физического развития воспитанников, но и социально-нравственного, познавательного, эстетического развития. Мы закладываем у них основы здорового образа жизни, приобщаем к общечеловеческим, духовным ценностям, морали, дружбы и мира между народами.
В Кодексе Республики Беларусь об образовании отмечено, что одной из основных составляющих воспитания является «…воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на формирование у обучающегося навыков здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности, физическое совершенствование» «…воспитание основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства»
В учебной программе дошкольного образования (образовательная область «Физическая культура» возраст 5-6, 6-7 лет) определена воспитательная задача «формировать качества личности, необходимые для сознательного бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих; приобщать к идеям олимпийского движения через развитие избирательного интереса к определенному виду упражнений и спортивных игр», «…формировать общие представления об идеях олимпийского движения через организацию физкультурных праздников на олимпийскую тематику, элементарных соревнований»
Организуя игры, занятия, физкультурные досуги, спортивные мероприятия по приобщению к идеям олимпийского движения, привлекая всех участников образовательного процесса («воспитанники, их законные представители, педагогические работники»), мы предоставляем возможность для проявления творческой инициативы детей, родителей, педагогов, всех, кто заинтересован в разностороннем развитии детей через физическую культуру и спорт.
Для эффективности формирования представлений детей об Олимпийском движении, внедрении олимпийских игр в учреждении дошкольного образования необходимы соответствующие условия. В нашем детском саду имеется спортивное и игровое оборудование на участках, отдельный физкультурный зал, разнообразное физкультурное оборудование: гимнастические стенки, мячи разных размеров и разного качества, скакалки, обручи, в группах имеются центры двигательной активности, в группах старшего дошкольного возраста созданы уголки Олимпийского движения.
Изучение учебной программы дошкольного образования, позволило определить педагогические принципы работы по приобщению воспитанников старшего дошкольного возраста к идеям Олимпийского движения:
- принцип интеграции образовательных областей: «Физическая культура», «Ребенок и общество», «Развитие речи и культура речевого общения», «Искусство»;
- принцип культуросообразности, обеспечивающий становление различных сфер самосознания ребёнка на основе познания культуры мира, своего народа.
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к олимпийскому движению в нашем учреждении образования организовано посредством разнообразных форм работы со всеми участниками образовательного процесса:
ВОСПИТАННИКИ
Для первоначального знакомства детей с олимпийским движением организованы занятия познавательного цикла: «Из истории Олимпийских игр», «Спорт и спортсмены», «Символика Олимпийских игр», «Летние и зимние Олимпийские игры» и др. Руководителями физического воспитания проводятся занятия, направленные на знакомство детей с олимпийскими видами спорта через обучение элементам спортивных игр (баскетбол, футбол, волейбол, хоккей, настольный теннис) и спортивных упражнений (ходьба на лыжах, катание на санках, катание на велосипеде).
Запланирована Неделя Олимпийского движения, которая включает разнообразные формы работы по всем видам детской деятельности.
Значимой частью работы с детьми является проведение спортивных мероприятий в рамках Малых Зимних Олимпийских игр, которые воспитывают у детей потребность в состязательности, целеустремленности, физической активности.
Для воспитания интереса к физической культуре и спорту у детей мы используем такие формы работы как: выставки рисунков о любимом виде спорта, рассказы детей о занятиях спортом в семье.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ
Воспитатели групп помогают в организации спортивных соревнований и праздников, выставок детских работ, проводят с детьми занятия по знакомству с олимпийским движением, привлекают родителей к сотрудничеству.
Музыкальный руководитель разучивает песни о спорте, знакомит со спортивными маршами, учит движениям под музыку – ритмопластике.
Руководитель физического воспитания закрепляет основные теоретические положения и учит их применять в ежедневной двигательной деятельности (проведение занятий, развлечений, праздников, Дней здоровья, Малых Олимпийских игр). Педагогами были изготовлены дидактические игры, тематический альбом «Белорусские олимпийцы», лэпбук, создана картотека «Загадки и стихи об Олимпиаде».
ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
В данном направлении организованы мероприятия:
- оформление стендов, стенгазет, фотовыставок на олимпийскую тематику,
- выпуск фотогазеты «Мама, папа, я – олимпийская семья»,
- выставка коллекций значков, марок, открыток на спортивную тематику.
- спортивный праздник «Мама, папа, я – олимпийская семья»
- анкетирование: «В какие игры играете дома с ребенком?», «Спортивный уголок дома», «Спортивные игры Вашего детства».
- викторина на сайте учреждения «Олимпийская викторина».
Работа предполагает постоянное и активное участие родителей в организации и проведении спортивных мероприятий в учреждении дошкольного образования.
Поэтому значимость нашей темы очевидна, а творческий подход в решении данных вопросов на уровне учреждения образования поможет сделать процесс интересным.