Театрально-игровая деятельность детей дошкольного возраста

Одним из эффективных средств разностороннего  развития и воспитания ребенка в  старшем дошкольном возрасте являются театрализованные игры, которые близки и понятны как детям, так и  взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра.

Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.

Значение и специфика театрализованных игр заключаются в сопереживании, познавательности, воздействии художественного  об­раза на личность. Театр - один из самых доступных видов искусства для де­тей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психо­логии, связанные:

  • с художественным образованием  и воспитанием детей;
  • формированием эстетического  вкуса;
  • нравственным воспитанием;
  • развитием коммуникативных качеств  личности;
  • воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
  • созданием положительного эмоционального настроя, снятия напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Это возможность  раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мыш­ление, умение видеть необычное в обыденном. Театрализованная игра - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус де­тей.

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное твор­чество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопозна­нию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усили­вая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Нравственно-эстетическое воспитание детей средствами театрализован­ных игр способствует ознакомлению с  его выразительным языком, заклады­вающим основу для формирования навыков восприятия, понимания и истол­кования действий, из которых складываются нравственные основы, пред­ставления, поступки человека; формированием навыков взаимного общения, коллективной работы, которые изучает театральная педагогика.

Театрализованная игра как один из видов игр является эффективным  средством и социализации дошкольника  в процессе осмысления им нравст­венного  подтекста литературного или  фольклорного произведения и участия  в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает бла­гоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмо­циональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, ос­ваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и само­реализации ребенка.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром  через образы, краски, звуки, а умело,  поставленные вопросы заставляют ребят  думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необ­ходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогиче­ская речь, ее грамматический строй.

Театрализованная  деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам.

Для театрализованной игры важным является разграничение понятий «роль» и «игровой образ». Понятие «роль» подразумевает изображение человека или животного, для которых характерны типичные проявления, а для человека - еще и вид деятельности. Игровой образ, по мнению Л.П.Бочкаревой, сам результат изображения конкретного человека в конкретной игре и в определенное время. При этом на формирование умения перевоплощаться, создавать игровой образ, прежде всего, влияют игры-драматизации.

Реализация в игре-драматизации роли, привлекательной для ребенка, требует более строгого подчинения сюжету (почти правилу), отражающему установленную автором логику отношений и взаимодействия объектов окружающей действительности, чем в сюжетно-ролевой игре. Вместе с тем, выполнение роли не исключает творчество. Роль отражает не только социальную, но и личную позицию персонажа.

Перевоплощение в театрализованных играх всегда иллюстрируется материально - переодеванием или использованием куклы. Это способствует постепенному развитию у детей функции замещения.

Развитие у ребенка способности к успешному разрешению проблемной ситуации в театрализованной игре за счет эмоционально-личностной и интеллектуальной децентрации, т.е. умения увидеть и проанализировать, продраматизировать ситуацию, сценарий с точек зрения разных персонажей, выделить новые свойства и условия разрешения проблемной ситуации повышает степень его социальной и когнитивной компетентности.