Советы учителя-дефектолога

Учитель-дефектолог Пучинская Алина Вадимовна приглашает посетить свой блог

 

Коррекция и профилактики нарушений голоса у детей

Развитие межполушарного взаимодействия

Альбом игр и упражнений для развития слухового и фонематического восприятия "Слушаем, слышим, различаем"

21 марта - Международный день человека с синдромом Дауна

Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа

Буклет "Игры на развитие фонематического слуха"

Метод пластилинография

Топ 20 игровых упражнений на развитие мелкой моторики у детей со стертой формой дизартрии

Топ 20 игровых упражнений на развитие артикуляционной моторики у детей со стертой формой дизартрии

Топ 20 игровых упражнений на развитие общей моторики у детей со стертой формой дизартрии

Игротека "Автоматизация звука Л"

Игротека "Автоматизация звука Р"

Игротека "Автоматизация звука С"

Игротека "Авторизация звука Ш"

Упражнения для губ

Упражнения для развития подвижности губ

Статические упражнения  для языка

Динамические упражнения для языка

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

Упражнения для тренировки мышц глотки и мягкого нёба

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука Р 

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука Л 

Комплекс упражнения для выработки правильного произношения шипящих звуков (ш, ж, щ, ч)

Комплекс упражнений  дыхательной гимнастики

«Логопедические игры дома»

Бывают ситуации, когда родителям не хватает сил, фантазии, опыта придумать занятия, которыми можно увлечь детей. На самом же деле есть много способов, как это сделать с пользой для ребенка. Очень рекомендуется использовать для таких целей игры — дети в норме всегда рады играть с родителям и другими членами семьи. Игра является для них движущей силой познавательного и мыслительного развития. Соответственно и речевого тоже.

Игры, которые можно использовать дома для развития мышления и речи разнообразны. Они могут требовать обязательного речевого сопровождения ребенком, а могут обходиться без такового.

Когда ребенок еще не говорит или говорит мало, можно играть, не используя активно самостоятельную речь малыша, ведь требовать от него активной речи на данном этапе— требовать невозможного. А давать ему возможность развиваться в игре, развития тем самым базу для речи — можно и нужно. Родитель в свою очередь обязательно должен активно сопровождать эту игру словами.

С говорящим ребенком количество вариантов игр заметно прибавляется за счет использования слов. Рассмотрим некоторые примеры.

 

Игры для развития дыхания (важное условие — стараться не надувать щеки, для этого можно их придерживать руками. Если ребенок пока не понимает, то можно пренебречь этим условием.)

 

ПОГРЕТЬСЯ НА МОРОЗЕ. Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

 

НАДУЕМ ИГРУШКУ. Детям предлагается надуть резиновые надувные игрушки, воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через в отверстие игрушки.

 

ЗАДУТЬ СВЕЧУ. Для игры нужна зажженная свеча. По сигналу «Тихий ветерок» ребенок должен медленно выдыхать так, чтобы пламя свечи отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветер» нужно постараться на одном выдохе задуть свечу.

 

ЧАЙНИК ЗАКИПЕЛ. Используются различные пузырьки и бутылочки — свистим в них. Для этого нужно, чтобы нижняя губа касалась края горлышка, а струя воздуха была сильной.

 

ВЕРТУШКА. Детям предлагается длительно подуть на вертушку, чтобы она плавно вертелась.

 

ВЕТЕР СДУВАЕТ. Ребенку нужно подуть на предмет или даже самого взрослого сильно, чтобы «сдуть» его (от взрослого требуется подыгрывание — показать, как далеко улетел предмет или даже он сам (взрослый) от стараний ребенка).

 

Упражнения для голоса.

 

ГРОМКО-ТИХО. Говорение громко и тихо. По примеру взрослого.

КТО ГРОМЧЕ?

КТО ТИШЕ?

ПЕНИЕ ПЕСЕНОК

 

Двигательные игры

 

ЛЮБЫЕ ФИЗИЧЕСКИ УПРАЖНЕНИЯ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ СОВМЕСТНО С РЕБЕНКОМ НЕЗАМЕНИМЫ!

 

КТО БЫСТРЕЕ? Бегать с ребенком наперегонки на коленках, на четвереньках, на четвереньках спиной вниз, на четвереньках задом наперед, на пятках, на носках.

 

ВЫСОКО-НИЗКО. Папа поднимает ребенка верх — опускает вниз, сопровождая словами, многократно. Если такой возможности нет — приседать.

 

СТОЙ — ИДИ. Ребенок по инструкции ходит и замирает, пока не прозвучит «иди» (варианты: прыгай — иди, бегай - иди, танцуй - иди и т. п.)

 

ИГРЫ С МЯЧОМ. Перекидывание, перекатывание со словами «лови»- «бросай».

Перекидывание мяча друг другу с заданиями — Загадки, съедобное-несъедобное, «Лето или зима?» (усложненный вариант - «Угадай время года») т. п.

 

ПОВТОРИ ЗА МНОЙ. Простые движения и комплексы движений (например, хлопнуть в ладоши — присесть; хлопнуть в ладоши-присесть-встать.

 

Веселые игры на внимание

 

УГАДАЙ, КУДА Я СМОТРЮ. Следить за взглядом.

УГАДАЙ, КОГО Я ИЗОБРАЖАЮ. (КТО ЭТО)

ГДЕ Я ВИЖУ?..

 

Более сложные речевые игры

 

ВЕСЕЛЫЙ СЧЕТ. Вокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна) Давай их посчитаем. Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т. д. (Каждый день можно подобрать разные определения к одному слову. Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом)

 

ПОДРУЖИ СЛОВА. Листья падают – листопад, снег падает – снегопад, сам летает – самолет, пыль сосет – пылесос.

 

А ЧТО, ЕСЛИ… Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает. А что произошло, если бы не было ни одной машины… А что произошло, если бы не было птиц… А что произошло, если бы не было конфет… А что бы произошло, если бы было все вокруг твоим… (И т. д. возможно придумать различные варианты).

 

ОДИН-МНОГО. Сорока – сороки, берёза- берёзы, машина –машины.

 

НАЗОВИ ЛАСКОВО. Синица – синичка, кошка-кошечка….

 

КАКОЙ? КАКАЯ? Подобрать как можно больше признаков к предмету (согласование прилагательных с существительными): лиса (какая…, белка (какая, заяц (какой….

 

О ЧЕМ Я ГОВОРЮ? Взрослый называет только признаки или только действия, ребенок угадывает предмет, о котором идет речь (белый, холодный, пушистый — снег). В усложненном варианте ребенок также может загадывать взрослому слова.

 

ПРИДУМАЙ СЛОВО. Ребенок должен придумать слово на заданный звук.

 

БОЛЬШОЙ-МАЛЕНЬКИЙ

Снег — снежок, мороз — морозец, ветер — ветерок, лед — ледок, зима — зимушка, санки — саночки, холод — холодок, дерево — деревце, звезда — звездочка, солнце — солнышко.

 

НАЗОВИ ПРИЗНАК

Снег — белый, мягкий, легкий, пушистый, липкий, холодный, блестящий, серебристый, сверкающий, падающий;

зима — холодная, веселая, злая, суровая, морозная, длинная, вьюжная;

снежинки — белые, легкие, мохнатые, пушистые, красивые, узорчатые, прозрачные, холодные.

Что могут делать снежинки — летать, кружиться, виться, танцевать, порхать.

 

ЖАДИНА

Снег, снежинка, снеговик, ветер, сосулька, туча, мороз, шапка, шарф, санки, варежки.

 

Пальчиковые гимнастики

 

Снеговик

Мы слепили снежный ком Лепим двумя руками комок,

Шляпу сделали на нем Соединяем руки в кольцо и кладем на голову,

Нос приделали и вмиг Приставляем кулачки к носу,

Получился снеговик Обрисовываем двумя руками фигуру снеговика.

 

 

Снежок

Раз, два, три, четыре, Загибаем пальчики по одному

Мы с тобой снежок лепили, «Лепим» двумя руками

Круглый, крепкий, Чертим руками круг

Очень гладкий, Одной рукой гладим другую

И совсем, совсем не сладкий. Грозим пальчиком

 

Ветер

Ветер тучу-мельницу

Крутит во весь дух, Крутим ручками, словно мельница

И на землю стелется

Белый-белый пух. Встряхиваем ладошки

Театрализованная игра «Снежинки» (дыхательные упражнения) – развивать фантазию, память физических ощущений.

Описание: Представьте. Что к вам на ладошку упала снежинка. Попробуйте ее тихонько сдуть (дети делают вдох носом, а затем длинный выдох). А теперь снежинки упали на ладошки, на плечи, на рукава одежды. Сдуйте их (вдох носом и несколько коротких выдохов, как бы сдувая снежинки). Вам холодно, ваши ручки замерзли. Как вы их погреете? (поочередный вдох и выдох, направляя теплый воздух на ладошки).

На этих примерах мы видим, что существует масса способов провести время с ребенком интересно и при этом повлиять на развитие его мышления и речи. Выбирать нужно не только те игры, с которыми ребенок может легко справиться самостоятельно, но и обязательно те, где нужна небольшая стимулирующая помощь взрослого. И помните, что играть с детьми нужно искренне, старясь понять то, как видит мир именно Ваш ребенок! Такое времяпрепровождение станет не только важным вкладом взрослых в развитие детей, но и, несомненно, благоприятно отразится на атмосфере в семье, подарит много счастливых мгновений!

Играйте на здоровье!

Учитель-дефектолог

Головач Е.Н.

свернуть

Картотека игр для развития высших психических функций у детей дошкольного возраста с нарушениями психического развития (трудностями в обучении)

 

Картотека игр для развития высших психических функций

у детей дошкольного возраста с нарушением психического развития

 

Занятия для развития мышления, внимания, памяти, моторики ориентированы на детей 3-6 лет, но некоторые простые задания можно предлагать уже двухлетнему малышу. Хорошо играть с ребёнком, уделяя этому специальное время, но также многие задания можно предложить во время домашних дел, на прогулке или сидя в очереди. Используйте естественный познавательный интерес малыша для развития его психики.

Можно и нужно, взяв предложенные игры за основу, придумывать вместе с ребёнком что-то своё, используя самые неожиданные материалы и ситуации.

 

Игры и упражнения на развитие восприятия пространства

1)Упражнение «Сложи картинку»

Цель: Развивать пространственные отношения, связную речь.

Материал: Картинки - лейка, ракета, машина, разрезанные на две части.

Ход: Взрослый предлагает ребенку по образцу сложить изображение из двух частей. Если возникают затруднения, то взрослый показывает, как нужно сложить картинку, потом складывает ее вместе с ребенком, а затем предлагает сложить самостоятельно. После того как сложили картинки, взрослый спрашивает, что собрал ребенок.

 

2)Игра -  упражнение «Автомобиль»

Цель: Развивать пространственное восприятие;  умение произносить отдельные звукоподражания громко, тихо, формировать правильное произношение [б], [бь].

Материалы:  Картонные руль, большая и маленькая машинки. 

Ход: Взрослый показывает машинки и спрашивает, как они гудят. Затем показывает большую машину и говорит: «Большая машина гудит громко, послушай, как (произносит звукоподражание чуть громче обычного) «би-и,би-и», а маленькая гудит тихо (произносит вполголоса) «би-и,би-и». Ребенок повторяет за взрослым.

3) Игра «Что лишнее?»

Цель: Развивать умение находить общие и различные свойства, сравнивать предметы, объединять их в группы по какому-либо основному признаку.

Оборудование. Картинки с изображением фруктов, посуды, овощей и так далее.

Ход игры. Предложить ребёнку рассмотреть картинки и ответить на вопросы: Что лишнее? Почему? Назови отличительный признак. Как, одним словом можно охарактеризовать три оставшихся предмета?

Например. Яблоко, груша, лук, персик. Ложка, вилка, нож, карандаш

 

Игры и упражнения на развитие зрительных, слуховых, тактильных ощущений

1)Игра «Соберем бусы для мамы».

Цель: Учить нанизывать на шнуровку бусы, воспитывать аккуратность, терпение, внимание. Учить обследовать одновременно рукой и глазами - зрительным и осязательным способом.

Материал: 4-5 крупных бусинок шнурок с твердым концом.

Ход игры: Взрослый предлагает собрать для мамы бусинки, показывает, как это делать.

 

2)Упражнение Чудесный мешочек»

Цель: Развивать тактильное восприятие, формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев,  речь детей.

Наглядный материал: Красиво оформленный мешочек, разные игрушки.

Ход: Игрушки сложены в мешочек. Взрослый, держа мешочек, предлагает ребенку назвать предмет, который попал в руки.

 

3) Экологическая игра «Угадай на вкус»

Цель: Развитие вкусовых ощущений.

Правила: Нельзя смотреть на то, что кладут, что кладут в рот. Надо жевать с закрытыми глазами, а потом сказать что это.

Материал и оборудование: помытые и очищенные овощи и фрукты, нарезанные на мелкие кусочки.

Ход: Взрослый угощает ребенка, предварительно попросив его закрыть глаза. Затем говорит «Хорошо жуй, теперь скажи, что съел. Потом предлагает найти такой же на столе»

В дальнейшем можно предлагать детям назвать словом вкусовые ощущения. Вопрос нужно задать так, чтобы в случаях затруднения дети могли выбрать подходящее название для определения вкуса « Как во рту стало?» (Горько, сладко, кисло.)

 

Игры и упражнения на развитие зрительной памяти

1) Дидактическая игра «Какой игрушки не хватает?»

Цель: Развивать зрительную память, умение называть игрушку, которой не хватает.

Материал: игрушки 4-5 штук.

Ход:Взрослый ставит перед ребёнком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем просит  ребёнка отвернуться и убирает одну игрушку.

- Какой игрушки не хватает?

Игру можно усложнить:

Увеличить количество игрушек;

Ничего не убирать, а только менять игрушки местами.

Играть можно 2-3 раза в неделю.

 

2) Игра «Запомни картинку»

 Цель: Развитие зрительную память, восприятие.

 Материалы: предметные картинки.

Взрослый предлагает ребенку 10 картинок, на каждой из которых  изображено  по одному предмету.

 Ребенок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.

 

3) Дидактическая игра «Где, чей домик?»

Цель: Развивать зрительную память, целостность и предметность восприятия.

Материал: 4 больших цветных кубика, 4 маленьких игрушки.

Ход:Взрослый ставит 2 больших кубика, на кубики - игрушки. Обращает внимание ребенка, что на синем кубике сидит матрешка, а на желтом – собачка. После этого взрослый убирает игрушки и предлагает самому правильно рассадить игрушки на кубики. После того, как ребенок научиться выполнять это задание, можно усложнить с тремя и четырьмя кубиками.

 

Источники:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2020/01/16/kartoteka-zadaniy-po-razvitiyu-vysshih-psihicheskih-funktsiy

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/01/21/kartoteka-didakticheskih-igr-na-razvitie-psihicheskih-protsessov-u

https://infourok.ru/kartoteka-igr-napravlennih-na-razvitie-psihicheskih-processov-rebenka-doshkolnogo-vozrasta-1911177.html

 

свернуть

Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с детьми с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) и детьми с тяжёлыми нарушениями речи

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЮ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Создание благоприятного психологического микроклимата в  группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

Психологическая атмосфера складывается из отношения к детям каждого педагога, а также взаимоотношений самих педагогов в группе. Комфортным для ребенка является доброжелательный, ласковый и эмоционально положительный тон воспитателя. При таком стиле поведения  педагога необходимость  порицания детей сводится к минимуму. Ласку, мягкость и  доброжелательность воспитателя не следует путать со вседозволенностью. Важно в общении с воспитанниками добиться сочетания требовательности и тонкого понимания ребенка.

Очень важны личностные качества воспитателя. Это объясняется тем, что ребенок с ТНР дошкольного возраста наиболее ориентирован на взрослого, находящегося рядом, подражает ему в словах, манерах, оценках, чувствах, поступках.Дети с проблемами в развитии зачастую ранимы, обидчивы, повышено эмоциональны. Воспитателю группы для детей с тяжелыми нарушениями речи  необходимо уметь правильно оценить состояние ребенка, его поступки, их причины; уметь сопереживать ребенку, добиваться его расположения и взаимопонимания, а не беспрекословного подчинения.

Адаптация ребенка с общим недоразвитием речи в коллективе

Для ребенка, начавшего посещать специальную группу, незнакомая ранее среда (режим, помещение, дети, педагоги, занятия) требует адаптации. Ребенку трудно перестроиться, привыкнуть к новой обстановке. У некоторых детей  нервное напряжение перерастает в конфликты, реакции неудовольствия, протеста. Может наблюдаться  ежедневный невротический плач по утрам, невротическая рвота, потеря аппетита, агрессивность. Привыкание  при спокойной, комфортной обстановке в группе, доброжелательном мягком отношении педагогов проходит  безболезненно для ребенка. В случае затянувшегося периода адаптации, когда  посещение группы превращается для  ребенка и его родителей в мучение, следует обратиться за помощью к психологу дошкольного учреждения.

Функции воспитателя в группе для детей с тяжелыми

нарушениями речи

Специфика работы воспитателя в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи определяется имеющимися у каждого ребенка:

  • речевыми нарушениями;
  • неполной сформированностью процессов, связанных с речевой деятельностью (внимания, памяти, словесно-логического мышления, мелкой моторики);
  • особенностями личности воспитанников.

Выбор индивидуальных мер воздействия на ребенка

Воспитатель часто сталкивается с нестандартным поведением  ребенка (отказ идти на прогулку, участвовать в занятии, отсутствие дистанции в общении  со взрослыми и т.д.). Использование традиционных методов в подобных случаях безрезультатно. Педагог должен понимать, что негативизм (противодействие просьбам) обычно возникает как защитная реакция ребенка на психологическое давление.

Единственный способ – отвлечь внимание ребенка, найти ему интересное, активное двигательное  занятие. Важно учитывать, что  бережный, вдумчивый, сугубо индивидуальный подход к каждому проблемному ребенку будет способствовать  преодолению речевого нарушения.

Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов

Воспитатель находится с детьми в течение всего дня в самой разной обстановке: в раздевалке, в умывальной комнате, спальне, уголке природы, игровом уголке, на участке и в других местах, где имеется  широкая наглядная база для формирования словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи. Кроме того, в продолжение дня  (в отличие от учителя-дефектолога), воспитатель имеет возможность многократного повторения и закрепления новых слов, без чего не может происходить введение их в самостоятельную речь ребенка.Во время умывания, дежурств, коллективного труда, одевания на прогулку воспитатель своими вопросами побуждает детей к речевому общению. Например, при одевании детей на прогулку, воспитатель  спрашивает: «Что ты делаешь?», «Что ты надеваешь?», «Что надевает Маша?», «Скажи, Маше, чтобы она надела шапку» и т.д. Не следует стремиться для таких вербальных  упражнений каждый раз собирать всю группу. Достаточно объединить для этой цели  четверых-пятерых детей. Главное, чтобы они занимались добровольно, с желанием и всегда с положительными эмоциями.

Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей

Воспитателю необходимо  внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Очень важно, чтобы ошибки исправлялись воспитателем корректно. Нельзя дразнить ребенка, высмеивать его, так как это может спровоцировать снижение речевой активности или речевой негативизм, замкнутость, отрицательное отношение ребенка к воспитателю.

Методика исправления ошибок на занятии и вне занятия отличаются друг от друга. Во время игры, бытовой деятельности не следует привлекать внимание детей к ошибкам кого-либо из них. Воспитатель, используя перерыв в игре, подзывает к себе ребенка и работает с ним над исправлением ошибки индивидуально. Если ошибка встречается в обращении к педагогу, то воспитатель предлагает ребенку правильный ответ и просит  повторить сказанное.

На занятиях ошибки ребенка фиксируются воспитателем, к исправлению неточностей  привлекаются все дети подгруппы. Сам воспитатель исправляет грамматические ошибки в том случае, если это не могут сделать дети. Ошибки в произношении также исправляются по ходу ответа, от ребенка следует добиваться   проговаривания правильного варианта.

Требования к речи воспитателя группы для детей с тяжелыми нарушениями речи

Речь воспитателя, который постоянно находится в поле зрения ребенка с ОНР, является важным источником, из которого дети получают  образец родного языка, культуры речи.

Анализ педагогической литературы и практический опыт показывают, что в речи воспитателей встречаются следующие недостатки:

  • нечеткое артикулирование звуков в процессе речи;
  • побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся (что вместо [што], его вместо [ево];
  • произнесение слов с акцентом или  с характерными особенностями местного говора;
  • неправильное ударение в словах;
  • монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес  к содержанию высказывания
  • ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми
  • многословие, наслоение лишних фраз, деталей;
  • насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;
  • использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;
  • частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: (Танечка, вымой ручки!  Катенька, убери чашечку со столика!);
  • засоренность речи словами-паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.);
  • копирование речи малышей, «сюсюканье»);
  • использование в речи слов не понятных детям без уточнения их значения и т.д.

Воспитателю  необходимо:

  • правильно произносить все звуки родного языка;
  • четко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;
  • строго придерживаться в речи орфоэпических норм,  правильно ставить ударения в словах;
  •  использовать   средства интонационной выразительности речи: силу голоса,  темп, логические ударения, паузы;
  • в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;
  •  связно и в доступной  форме  передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учетом возраста ребенка и уровня его речевого развития;
  • использовать  в разговоре с детьми и персоналом  доброжелательный тон.

 

Организация и содержание коррекционной работы воспитателя в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

 Задачи коррекционной работы воспитателя в группе для детей с ТНР.

При ведущей роли учителя-дефектолога  в коррекционном процессе по преодолению речевых нарушений, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем специальной группы, чрезвычайно важны и  тесно связаны с задачами учителя-дефектолога. Это:

  • развитие восприятия, внимания, памяти, мышления  у детей с речевыми нарушениями;
  • развитие слухового внимания и памяти, фонематического восприятия;
  • совершенствование  артикуляционной, тонкой и общей моторики у детей;
  • автоматизация произношения звуков, поставленных учителем-дефектологом;
  • уточнение, закрепление и автоматизация отработанного учителем-дефектологом лексического материала на занятиях и в режимных моментах;
  • закрепление сформированных учителем-дефектологом грамматических категорий;
  • формирование диалогической и монологической речи  у воспитанников;
  • закрепление умений  звуко-слогового  анализа и синтеза;
  • подготовка детей к письму, формирование графических умений;
  • устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта
  • закрепление в повседневной жизни опыта, речевых навыков, полученных на логопедических занятиях;
  • сочетание всех видов деятельности дошкольников  с развитием и коррекцией речи;
  • формирование положительных навыков общего и речевого поведения, развитие умения пользоваться речевыми средствами общения 
  • обеспечение необходимой познавательной и мотивационной  базы для формирования речевых умений.

Решение поставленных коррекционных задач осуществляется воспитателем  на специально организованных занятиях, а также в течение всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении в течение дня.

Воспитатель  решает общеобразовательные задачи и формирует необходимый  объем знаний во время наблюдений на прогулках, во время экскурсий, при ознакомлении с окружающим миром и природой. Одновременно он способствует развитию речи детей, проводит работу по обогащению, уточнению и активизации  словарного запаса у детей, развивает элементарные математические представления, обучает детей изобразительным навыкам  рисования, лепки, аппликации и конструирования. Воспитатель формирует у детей навык общения, подсказывает, как лучше обратиться к товарищу, что сказать.

Воспитатель принимает активное участие  в подготовке детей к логопедическим занятиям. При наблюдении за предметами и явлениями окружающего мира  воспитатель знакомит детей с новыми словами, уточняет их значение и смысловые оттенки.

Формирование речи, закрепление  и усвоение речевых навыков проводится воспитателем  и во время режимных моментов:  одевания после сна и на прогулку, во время умывания перед едой, в процессе наблюдений на прогулке, во время  игр,утренников, досугов и развлечений. При этом воспитатель стимулирует речевую деятельность, возникающую по инициативе самого ребенка.

Организация деятельности воспитателя на занятиях

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и  подготовка к дальнейшему обучению в школе  обуславливают необходимость овладения  теми же видами деятельности, которые предусмотрены для  нормально развивающихся детей. Поэтому в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи предусмотрены два вида занятий:

  • коррекционно-развивающие занятия
  • общеобразовательные занятия

Учитель-дефектолог проводит следующие виды коррекционно-развивающих занятий:

  • занятия по формированию звуковой стороны речи (подгрупповые);
  • занятия по развитию речи  (подгрупповые);
  • занятия по обучению грамоте (подгрупповые);
  • индивидуальные логопедические занятия.

Воспитатель проводит следующие виды общеобразовательных занятий:ознакомление с окружающим и развитие речи;формирование элементарных  математических представлений;рисование;лепка;аппликация;конструирование;сенсорика;игра (сюжетно-ролевая и дидактическая), физкультурные занятия (может проводить руководитель по физической культуре).

Музыкально-ритмические занятия проводит музыкальный руководитель.

Психолог проводит занятия по игротерапии, развитию внимания, памяти, мышления, личности и формированию  навыков общения.

Количество занятий меняется в зависимости от года обучения и  периода  обучения.

Построение коррекционных занятий воспитателя опирается на ряд

 методических правил

  1. Соответствие содержания занятий лексическим темам и этапу коррекционного обучения
  2. Четкость, краткость, доступность всех инструкций, пояснений и вопросов на занятии
  3. Оптимальная умственная и речевая нагрузка детей на занятии. Малоэффективны и неинтересны детям как слишком легкие, так и сложные задания на занятии.
  4. Наличие разнообразных видов работы, их взаимосвязь, подчинение задачам занятия. Устойчивость восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи ослабевает при однообразной и одноплановой работе. Чередование видов заданий способствует лучшему пониманию и усвоению материала на занятии.
  5. Обеспечение занятия  наглядным материалом, его правильный подбор. К дидактическому материалу предъявляются следующие требования: достаточный размер (форматы А-4, А-5 - санитарно-гигиенические нормы), соответствие возрасту, эстетичность, современность.
  6. Учет возрастных, речевых и психологических особенностей детей
  7. Обеспечение индивидуального подхода  на фоне коллективной работы на занятии
  8. Постоянная стимуляция и активизация деятельности детей на занятии, чередование психической и физической активности детей на занятии.

При проведении занятий следует также учитывать  и общепедагогические требования:

  • вопросы и инструкции адресовать как всей подгруппе, так и отдельным детям индивидуально;
  • невнимательных детей и детей с ослабленным зрением следует размещать ближе к  объектам наблюдения;
  • демонстративный материал располагать на уровне глаз детей;
  • замечания делать  в корректной форме.

Для проведения занятий группа делится на две подгруппы: I подгруппа занимается с учителем-дефектологом в логопедическом кабинете, II подгруппа в то же время – с воспитателем в групповой, после чего подгруппы меняются местами. На следующий день воспитатель сначала занимается с I подгруппой, а учитель дефектолог – со II. Деление на подгруппы осуществляется по результатам  комплексного обследования поступивших в группу детей. Существует две точки зрения по вопросу объединения детей в подгруппы:

  • Деление по принципу: «подгруппа с более высоким уровнем развития речи» и «подгруппа с более низким уровнем развития речи». Такой подход позволяет дифференцированно преподносить детям материал занятий, предлагать каждой из подгрупп свои  дополнительные коррекционные и развивающие задания. Однородность группы позволяет добиваться активности всех детей на занятии.
  • Деление по принципу «смешанных подгрупп» -  в каждой подгруппе объединены дети с различными уровнями речевого развития. Такой подход позволяет на любом этапе коррекционной работы  объединять на занятия  детей с разными уровнями активной и пассивной речи. Правильные ответы детей с  более высоким уровнем речевого развития являются  образцом для всех остальных детей подгруппы.

Иногда в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи при делении детей на подгруппы основываются на возрастном принципе, объединяя детей по возрасту и не учитывая особенности их общего и речевого развития. Как показывает практика, такой подход не способствует  успешной организации коррекционной работы.

На протяжении учебного года допускается перевод детей из одной   подгруппы в другую, но не предусмотрен перевод детей в другую специальную   группу того же дошкольного учреждения.

При организации и проведении  занятий воспитателю необходимо  учитывать психолого-педагогические особенности детей с речевыми нарушениями, проявляемые ими при восприятии материала.

  1. Объем восприятия у детей с общим недоразвитием речи  ограничен. Поэтому важно на занятии  четко выделять цель и  осуществлять ее реализацию   использованием  эффективных методов обучения.
  2. Скорость восприятия  учебного материала у детей в группе не одинакова, но замечено, что неторопливая, эмоциональная и выразительная речь педагога обеспечивает более полное понимание и усвоение материала.
  3. Устойчивость восприятия дошкольников с речевым недоразвитием  низкая и ослабевает при однообразной деятельности. Положительные  результаты дает частая смена видов работы на занятии и сочетание в расписании различных занятий: например, развитие речи – рисование. Кроме того, в занятие необходимо вводить динамические паузы, гимнастику для глаз, сюрпризные моменты и т.д., что снимает психо-эмоциональную нагрузку.
  4. Уровень восприятия материала индивидуален для каждого ребенка. Опыт показывает, что оптимальным является такое занятие, материал которого доступен, подобран с учетом зоны ближайшего развития ребенка.
свернуть

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. 

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики


1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. 
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). 
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. 
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. 
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ. 

  

Организация проведения артикуляционной гимнастики


1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. 
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. 
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. 
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем). 
5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески. 
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений. 

свернуть

Играем пальчиками – развиваем речь

В настоящее время все больше и больше детей с нарушением в речевом развитии. Если у ребенка имеется нарушение произношения, значит, в дальнейшем он может столкнуться с трудностями при чтении и письме. Наша с вами задача помочь детям преодолеть речевые нарушения.

          Давно уже доказали, что высокий уровень развития мелкой моторики у ребенка позволяет говорить о высоком уровне развития у него памяти, внимания, умения логически рассуждать, связно говорить. Вы, уважаемые родители, можете дома самостоятельно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не может донести в ладошке воду до лица, разливает её, то, значит, у него отстает развитие мелкой мускулатуры. Если после 5 лет ребенок затрудняется в выполнении упражнения «ладонь – кулак – ребро», то это тоже говорит об определенных нарушениях. Обнаружив это, не огорчайтесь, но и не оставляйте ребенка, надеясь, что со временем он догонит сверстников. Это мнение ошибочно. Ребенку нужна ваша помощь. Поиграйте с ним в игры и упражнения для развития мелкой моторики, поиграйте в пальчиковые игры.

          Слабую руку дошкольника можно и нужно развивать.

          Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то вы - родители помогите ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.

          Предлагаю вашему вниманию некоторые пальчиковые игры, которые пользуются у детей особым интересом:

        «СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ»

Сидит белка на тележке,         (Хлопки ладонями и удары кулач-

Продает она орешки.              ками друг о друга попеременно.)

Лисичке-сестричке,                 (Загибают по одному пальчику,

Воробью, синичке.                  начиная с большого.) Мишке толстопятому, Заиньке усатому.

Кому в платок,                        (Ритмичные хлопки ладонями и

Кому в зобок,                          удары кулачками.)

Кому в лапочку.

«ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ»

Есть игрушки у меня:       (Хлопают в ладоши и ударяют кулач-

ками друг о друга попеременно.)

Паровоз и два коня,          (Загибают пальчики на обеих руках.)

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран —

Настоящий великан.

Сколько вместе?                (Хлопают попеременно в ладоши

Как узнать?                        и ударяют кулачками друг о друга.)

Помогите сосчитать!

 «ИГРУШКИ»

Работа над темпом и ритмом речи

На большом диване в ряд      (Попеременно   хлопают   в    

Куклы  Катины сидят:             ладоши и стучат кулачками.)

Два медведя,  Буратино,         (Загибают поочередно все

И веселый Чиполлино,           пальчики.)

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре,  пять.    (Разгибают поочередно

                                                 пальчики.)

Помогаем  нашей  Кате          (Попеременно   хлопают   в    

Мы игрушки сосчитать.          ладоши и стучат кулачками.)

 «МЫ ВО ДВОР ПОШЛИ ГУЛЯТЬ»

Раз, два, три, четыре,    (Загибают пальчики по одному.)

пять,

Мы во двор пришли             («Идут» по столу указательным и

гулять.                           средним пальчиками.)

Бабу снежную лепили,      («Лепят» комочек двумя ладонями.)

Птичек крошками                («Крошат   хлебушек»   всеми  

кормили,            пальчиками.)

С горки мы потом            (Ведут  указательным   пальцем   правой

катались,               руки  по ладони левом   руки.)

А еще в снегу валялись.                   (Кладут ладошки на стол то

одной, то другой стороной.)

Все в снегу домой                   (Отряхивают ладошки.) пришли.

Съели суп  и спать легли.        (Движения воображаемой ложкой; руки  под  щеку.)

«Варим суп»

Хозяйка однажды с базара пришла.           (Шагаем пальчиками по ногам

Хозяйка с базара домой принесла:             от бедра к коленкам.)

Капусту,                                                      (По очереди загибаем пальчики

Картошку,                                         на руке, начинаем с большого пальца.)

                    Морковку,

                              Горох,

                                       Петрушку

                                                 И свёклу.

                              Ох!

Вот овощи спор завели на столе.               (Попеременные движения обеими руками:

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:    кулачками – ладошками хлопаем по ногам.)

Капуста,                                                       (По очереди загибаем пальчики

Картошка,                                          на руке, начинаем с большого пальца.)

                    Морковка,

                              Горох,

                                       Петрушка

                                                 И свёкла.

                              Ох!

Хозяйка тем временем ножик взяла (Ребрами ладошек обеих рук стучим по

И ножиком этим крошить начала:             ногам, имитируя работу ножа.)

Капусту,                                                      (По очереди загибаем пальчики

Картошку,                                         на руке, начинаем с большого пальца.)

                    Морковку,

                              Горох,

                                       Петрушку

                                                 И свёклу.

                              Ох!

Накрытые крышкою в душном горшке     (Ладошки обеих рук соединить и

Кипели, кипели в крутом кипятке:             держать в горизонтальном положении.)

Капуста,                                                       (По очереди загибаем пальчики

Картошка,                                          на руке, начинаем с большого пальца.)

                    Морковка,

                              Горох,

                                       Петрушка

                                                 И свёкла.

                              Ох!

 И суп овощной оказался неплох!             (Имитация движений работы ложкой.)

 «АПЕЛЬСИН»

Мы делили апельсин.              (Круговые движения кулачками рук.)

Много нас,                               (Показывают 10 пальцев.)

А он один.                               (Показывают 1 палец.)

Эта долька – для ежа.             (Дети загибают поочередно пальцы.)

Эта долька – для чижа.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.           

Эта долька – для бобра.

А для волка – кожура.            (Поглаживание ладонью правой

                                                 руки тыльной стороны левой руки.)

Он сердит на нас -                   (Сомкнуть пальцы обеих рук.)

Беда!!!                                      (Руки прижать к щекам. Покачать

головой.)

Разбегайтесь -                          (Бегут пальцами по коленкам.)

Кто куда!                                 (Руки спрятать за спину.)

Как вы заметили, если мы используем при игре с пальчиками стишки, то у детей возрастает интерес к игре, у них возникает желание больше говорить.

 Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Родители на себе демонстрируют  «Пальчики здороваются»- кончик большого пальца правой руки поочередно  касаются кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

        Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это облегчает приобретение навыков письма.

          Играйте с детьми, общайтесь с ними, и они это оценят…

         

Подготовила учитель-дефектолог Е.Н. Головач

используя источники: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/12/01/igraem-palchikami-razvivaem-rech-konsultatsiya-dlya

 

свернуть

Роль родителей в формировании речи

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.

Среди родителей бытует глубоко неправильное мнение о том, что речь развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает устной речью. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную речь, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Если взрослые не следят за своей речью, то до ребенка многие слова долетают искаженно: «скока» вместо «сколько», «ложи» вместо «клади», «заплотишь» вместо «заплатишь». Также нужно следить за правильностью постановки ударения, например: «баловАться», а не «бАловаться», «свёкла» а не «свеклА». Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Следует объяснять их значение. Важно, чтобы взрослые осознавали, что невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии, а от речевых возможностей зависит общее интеллектуальное развитие человека. Чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют определенного уровня развития, в том числе и речевого. Если ребенок не достиг этого уровня, то очень вероятно большое количество ошибок при письме и чтении.

Но нельзя сводить проблему формирования речи только к обучению грамоте, т.к. развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью.

Обогащение пассивного и активного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно.

Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки, мультфильмы.

Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например, яблоко. Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребенка, причем любого возраста. Для начала устройте соревнование «Подбери словечко» (Яблоко какое? – сладкое, сочное, круглое, блестящее, большое, спелое, душистое, желтое, тяжелое, вымытое).

Игра пройдет интереснее, если вы пригласите других членов семьи, друзей вашего ребенка, их родителей. Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока.

А пока оно еще цело, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для пальчиков. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате.

Следующая игра будет назваться «Вспомни сказку». (В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки»). Тут уж за правильный ответ можно заслужить и целое яблоко.

А когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой – игра с союзом «а» - «Сравни два яблока» (1 яблоко желтое, а 2 – красное; одно сладкое, а другое – кислое; у первого коричневые семечки, а у второго – белые и т. д.)

Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития речи.

На прогулке вы можете прививать и закреплять речевые навыки по лексическим темам: «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Город», «Транспорт», «Птицы» и др.

Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми. Все это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в виде беседы. Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребенка, а вместе с ним словарь существительных, глаголов, прилагательных. Новые, незнакомые ребенку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребенка понятно говорить их.

Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голос птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т. д. Это развивает слуховое внимание. Ребенку будут интересны игры «О чем рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?».

На кухне у вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребенка по следующим темам: «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника», «Фрукты», «Овощи» и др. Например, выясните у ребенка, где растут овощи, вспомните вместе названия различных блюд из овощей (гороховый суп, картофельное пюре).

Рассказывайте ребенку, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т. д., часто бывает так, что дети заменяют эти действия общими словами «готовит» или «делает»). Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарем, предлагайте ребенку все новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.

Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, черствый и т. д.). Задавайте ребенку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы еще забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь на кухне. И пусть рассказывает вам о том, что он делает. Ведь в деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.

На даче перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Весенние (летние, осенние) работы в саду» и др.

Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребенка на всю жизнь. Только здесь ребенок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом дается урожай.

Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребенка, все равно почаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон и др.). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребенка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас.

Практически на любом наглядном материале, окружающем нас, могут быть проведены такие речевые игры как «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай, о чем я говорю», «Скажи наоборот» и т. д.

Не стоит упускать малейшего повода что-то обсудить с ребенком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога – малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребенок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнерские отношения).

При современном ритме жизни все труднее становится найти время для занятий со своими детьми. Но, например, простое чтение перед сном не только положительно повлияет на развитие речи и кругозор ребенка, но и скажется на школьных отметках по чтению и литературе! Создайте новую семейную традицию взамен просмотра телевизора. Ведь когда мы смотрим телевизор – ребенок молчит, я уж не говорю о содержательной части телепередач. А когда читается книга, то невольно возникают вопросы, на которые нужно ответить, что-то обсудить, таким образом, получается беседа, ситуация общения. Семейное чтение «на ночь» применимо не только к дошкольникам, но и к школьникам. Такая семейная традиция отразится не только не речи, но и на ваших отношениях с ребенком.

свернуть

Предупреждение недостатков речи

 

Предупреждение недостатков речи

Что же способствует правильному речевому развитию?

 

1.  Прежде всего, это правильная, спокойная, медленная речь окружающих. С ребёнком нельзя говорить в обычном темпе, так как вследствие недостаточного в этом возрасте развития речеслухового аппарата он не всё успеет услышать и понять.

2.  Если ребёнок затрудняется выразить свою мысль, переставляя или пропуская слоги, ему следует мягко подсказать. После многократного повторения трудных слов ребёнок с удовольствием повторяет их за мамой, делать он это должен добровольно. Излишняя требовательность раздражает, обижает ребёнка, может вызвать боязнь «открыть рот», молчаливость, даже отвращение к речи.

3.  Не следует раздражаться детской «болтовнёй», ребёнок тренирует свои органы речи. Однако не следует забывать и о речевой дисциплине: можно напомнить, что нужно не мешать, когда взрослые разговаривают; играть тихо, когда кто-то спит или болен; не кричать.

4.  Не рекомендуется перегружать ребёнка: учить буквы, обучать чтению в трёх- четырёхлетнем возрасте без его желания;  результат часто бывает обратный желаемому.

Установлено, что для всякого обучения существуют оптимальные, наиболее благоприятные сроки. Несоблюдение их плохо отражается на ходе умственного развития ребёнка.

5.  При раннем речевом развитии не следует принуждать ребёнка к рассказыванию стихов, демонстрировать его перед гостями: это может привести к заиканию.

6.  При позднем развитии речи не стоит заранее бить тревогу, нужно стараться больше играть с ребёнком в разные речевые игры, пополняя его пассивный словарный запас.

7.  Вредно излишнее возбуждать фантазию и чувства ребёнка частными и продолжительными телепередачами, особенно перед сном. Это перевозбуждает  его, способствует расстройству нервной системы, сна и даже появлению заикания.

8.  Кроме того, предупреждению речевых недостатков способствует создание условий для нормального функционирования речевых органов: речедвигательного, слухового, голосового, дыхательного аппаратов, а также зрения, обоняния и осязания.

 

Причины речевых нарушений.

1.   Недостаточное речевое окружение в раннем возрасте: мало слышать хорошую речь, надо, чтобы ребёнок пользовался ею, связывал её с выполнением тех или иных действий в игре.

2.   Неправильная речь окружающих взрослых, сюсюканье, копирование детской речи: ребёнок подражает тому, что слышит.

3.  Требования взрослых произнести звук без показа правильной артикуляции (скажи «рыба») приводят к появлению искажённого звука: Р горлового, боковых шипящих и других дефектов.

4.  Неправильное строение или недостаточная подвижность органов речи: короткая подъязычная связка, массивный язык, высокое куполообразное нёбо и др.

5.  Длительное пользование соской - способствует межзубному произношению свистящих, шипящих и других звуков речи.

6.  Недостаточная сформированность функций: мышления, памяти, внимания, отсюда - отсутствие привычки вслушиваться, запоминать, наблюдать, подражать.

7.  Если у ребёнка лепетная речь в три- четыре года (его даже мать не понимает), если у него массивный малоподвижный язык, вялые губы, слюнотечение, ребёнок часто болеет, ослаблен, с трудом общается со сверстниками, родителям необходимо обратиться к специалистам. 

 

 Эти причины могут быть обусловлены разными факторами. Вот   некоторые из них:

1. Болезни, перенесённые родителями или одним из них.

2. Родовые травмы;

3.Инфекционные заболевания в раннем детстве с использованием большого количества лекарств;

 4.Ушибы головы, сопровождающиеся потерей сознания. 

 

Несколько слов о наследственности.

    Недостатки речи по наследству не передаются, так как речь не является врождённой способностью человека, она формируется у ребёнка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Дети могут наследовать анатомические недостатки, например неправильное строение зубов или ослабленность нервной системы, что может быть исправлено врачами-специалистами и специальным обучением.

свернуть