Консультационные материалы вы можете найти на нашем сайте в разделе Советы учителя-дефектолога
Полезная информация
Что такое инклюзия?
Одной из активно обсуждаемых в последнее время тем в системе образования является инклюзия. Понятие «инклюзия» принято на Всемирной Конференции по образованию лиц с особыми потребностями и отражено в Саламанской Декларации лиц с особыми потребностями.
Т. В. Варенова в своей статье "Инклюзия как приоритетное направление в международной образовательной политике" (Народная асвета, №6, 2013. – с. 87–91.) пишет:
"Понятие «инклюзия» от английского inclusion – включение, пока нигде не имеет четкого определения, существуют самые различные его формулировки. Инклюзия выступает как принцип и как концепция; модель образования и форма интеграции; процесс признания и увеличение степени участия; принадлежность к сообществу, возможность участия; социокультурная технология и др.
международных документах инклюзия чаще всего трактуется как органичное соединение специального и общего образования с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий генетических и биологических отклонений развития; а инклюзивное образование — политика государства, направленная на полное включение всех детей в общеобразовательный процесс, их социальную адаптацию, несмотря на возраст, пол, этническую, религиозную принадлежность, особенности развития путем активного участия семьи, коррекционно-педагогической и социальной поддержки персональных потребностей ребенка.
Инклюзивное образование рассматривается как закономерный процесс в развитии образования, базирующийся на признании того, что все обучающиеся могут обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, несмотря ни на какие трудности или различия, существующие между ними; как механизм обеспечения равных возможностей в получении образования для обучающихся с разными образовательными потребностями.
При инклюзивном образовании образовательный процесс организуется таким образом, что все обучающиеся, вне зависимости от их особенностей (психофизических, культурных, социальных, языковых и т.д.) и способностей, включены в общую образовательную систему и обучаются в учреждениях основного и дополнительного образования, учитывающих их особые образовательные потребности и оказывающих им необходимую поддержку.
истема образования Республики Беларусь предусматривает целенаправленную работу с различными группами учащихся с особыми образовательными потребностями в рамках единого образовательного пространства, что отражено в нормах Кодекса Республики Беларусь об образовании. Все элементы этой системы взаимодействуют с учетом принципа преемственности и обеспечивают равный доступ к получению качественного образования всем обучающимся.
Таким образом, инклюзия – это включение всех в единый и совместный образовательный процесс.
В чем отличие "инклюзии" от "интеграции"?
Интеграция (лат. integer – целый) в системе образования означает создние единого образовательного пространства, сближение общего и специального образования, обучение детей с ОПФР в условиях, максимально приближенных к обычной среде с наименьшими ограничениями.
Инклюзия – это реформирование учебных заведений и перепланировка учебных помещений таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей. Н.Н. Малофеев расширяет этот термин, указывая, что инклюзия обеспечивается лишь при условии отсутствия в учебном заведении физических, психологических или иных барьеров, и условии наличия компетентных педагогов, соответствующего методического и технического оснащения. Как указывает А.М. Змушко, многие не находят разницы между интегрированным обучением и воспитанием и инклюзивным образованием.
Таким образом, интегрированное обучение и воспитание - это организация специального образования, при которой обучение и воспитание лис с особенностями психофизического развития осуществляется одновременно с лицами, не относящимися к лицам с особенностями психофизического развития.
Инклюзивное образование - обучение и воспитание, при котором обеспечивается наиболее полное включение в совместный образовательный процесс обучающихся с разными образовательными потребностями, в том числе с особенностями психофизического развития, посредством создания условий с учетом индивидуальных потребностей, способностей, познавательных возможностей обучающихся. (по материалам сайта Министерства образования Республики Беларусь http://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/spets-obr/ )
Инклюзивное образование как новая концепция основывается на иных ценностях, чем традиционное образование и требует изменения привычных, формировавшихся долгие годы представлений. Это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным запросам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особенностями психофизического развития как фокусной группы в первую очередь"
Вместе с тем, инклюзивное образование считают логическим продолжением идей интегрированного обучения, предшествовавшего инклюзии хронологически, идеологически и технологически.
Так как, в развитии интеграционных тенденций в образовании можно выделить три этапа:
1. Мейнстриминг (mainstreaming) – общий поток – преобладает физическая интеграция и обучение ребенка-инвалида осуществляется по отдельной программе.
2. Интегрированное обучение и воспитание – преобладает образовательная интеграция и обучение по типовым программам соответствующей специальной школы.
3. Инклюзивное образование – социальная интеграция и обучение по единым национальным программам с необходимой их адаптацией.
Интеграцию и инклюзию можно рассматривать как две фазы одного процесса:
1) сначала обеспечивается просто присутствие,
2) затем полное включение в образовательную систему.
Характерные особенности образовательного процесса при интеграции:
- внимание направлено на проблемы «особых» детей;
- изменение ребенка с проблемами, адаптация его к предлагаемым условиям;
- преимущество от этого процесса получают только дети с особыми потребностями;
- организуют образовательный процесс специалисты и специально подготовленные педагоги;
- образовательный процесс предполагает использование специальных методов обучения и коррекции для детей с особенностями психофизического развития;
- ассимиляция детей с особенностями психофизического развития под условия социальной системы.
Характерные особенности образовательного процесса при инклюзии:
- внимание направлено на всех детей детского сада, школы;
- изменение условий, образовательной системы: детского сада, школы, с учетом образовательных потребностей детей;
- преимущества получают все дети;
- образовательный процесс организуется с помощью творческой командной работы всех его участников: детей, родителей, педагогов, специалистов;
- качественное обучение и воспитание всех детей;
- трансформация социальных условий, включающих всех участников социальной системы.
Отечественные и зарубежные исследователи при изучении феномена образовательной интеграции и способов его реализации в образовательной практике опираются на имеющие много общего методологические, философские и научно-теоретические позиции, а именно: культурно- историческая концепция в психологии, теория деятельности, идея единства закономерностей развития в условиях онтогенеза и дизонтогенеза и др.
Интеграция означает приведение потребностей учащихся с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной. Другими словами, интеграция предполагает адаптацию обучающегося к требованиям системы, тогда как инклюзия заключается в адаптации системы к потребностям лиц с особенностями развития.
В 2015 году Министерство образования Республики Беларусь приняло Концепцию развития инклюзивного образования лиц и особенностями психофизического развития в Республике Беларусь и утвердило план мероприятий по реализации в 2016-2020 годах данной Концепции.
Цикл фильмов «Каждый имеет право быть разным»
Телевизионный цикл размещен на сайте Представительства Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь по адресу http://special.unicef.by/
1. «Солнечные дети»
О детях с синдромом Дауна. Даёт возможность не только увидеть особенности, которые делают героев неповторимыми, но и определить препятствия, с которыми они сталкиваются ежеминутно, увидеть их творческий потенциал в разных областях искусства, попытаться понять их особый мир, их способы общения.
2. «Маленький дневник большой жизни»
О воспитании ребенка с аутизмом.
3. «Жизнь с препятствиями»
О детях с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Даёт возможность не только увидеть особенности, которые делают героев неповторимыми, но и определить препятствия, с которыми они сталкиваются ежеминутно, увидеть их творческий потенциал в разных областях искусства, попытаться понять их особый мир, их способы общения.
4. «От простого к сложному»
Необучаемых детей нет-девиз фильма. Об обучении детей в с тяжелыми и (или) множественными нарушениями в ЦКРОиР.
5. «Жизнь как танец»
О детях с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, которые реализуют себя, занимаясь танцами на колясках, фехтованием.
6. «Дай мне победить»
О параолимпийском спорте и спортсменах-параолимпийцах.
7. «Ищу друга»
Об оздоровлении как о способе включения ребенка в общество сверстников, о важности общения детей с ОПФР со сверстниками.
8. «Мелодия мира»
О детях с кохлеарным имплантом.
9. «Семья для каждого ребенка»
О счастье и чуде, которое можно получить благодаря любви, теплу, заботе друг о друге и уверенности, что вместе можно преодолеть все преграды.
10. «Социальная передышка»
О содержании и преимуществе форм поддержки и помощи семьям. Например, услуга по социальной передышке, которая предоставляется родителям детей с ОПФР и инвалидностью в общественной благотворительной организации «Белорусский детский хоспис» . Благодаря этой услуге родители получают возможность отдохнуть, уделить внимание другим детям, заняться своим собственным здоровьем, в то время как о ребёнке заботятся специалисты и волонтёры, с ним занимаются, оказывают необходимую помощь, просто играют и развлекают.
11. «Молчаливое согласие»
О детях с нарушениями слуха. Даёт возможность не только увидеть особенности, которые делают героев неповторимыми, но и определить препятствия, с которыми они сталкиваются ежеминутно, увидеть их творческий потенциал в разных областях искусства, попытаться понять их особый мир, их способы общения.
12. "Мой невидимый мир»
О незрячей девочке, которая прекрасно поет.
13. «Диалог в темноте»
О детях с нарушениями зрения. Даёт возможность не только увидеть особенности, которые делают героев неповторимыми, но и определить препятствия, с которыми они сталкиваются ежеминутно, увидеть их творческий потенциал в разных областях искусства, попытаться понять их особый мир, их способы общения.
14. «Интеллектуальные нарушения»
О детях, обучающихся в классах интегрированного обучения и воспитания по программе вспомогательной школы.
15. «Сложное начало большого пути»
О необходимости и возможности оказания ранней коррекционной помощи.
16. «Мама-главное слово в каждой судьбе»
О главном человеке, который берет на себя все трудности и радости воспитания ребенка с особенностями.
17. «Терпение и труд»
О трудоустройстве лиц с ОПФР.
18. «Чудо любви»
Об истории приемной семьи.
19. «Жить как все»
О жизни детей в домах-интернатах.
20. «В каждом ребенке солнце»
Об оказании медико-социальной и семейно-ориентированной помощи, о деятельности Гродненской областной организации Белорусского Общества Красного Креста.
21. «Безграничные люди»
О людях с особенностями в развитии, их проблемах, трудностях, достижениях.
Что такое аутизм?
Аутизм – психическое расстройство, которое возникает в результате нарушений развития головного мозга, характеризуется дефицитом социального контакта и общения, ограниченными интересами и однотипными, повторяющимися действиями. Это заболевание проявляется в трехлетнем возрасте.
Детский аутизм является особым видом отклонения в психическом развитии. В силу клинического разнообразия проявлений данного искажения возник термин «расстройства аутистического спектра» (РАС), объединяющий все варианты аутистических расстройств и обозначающих группу детей, нуждающихся в специализированной помощи.
На сегодняшний день аутизм, наверное, смело можно назвать одним из самых «странных» психических расстройств в детском возрасте. И не только потому, что таких детей часто называют «странными», а еще и потому что до сих пор неизвестно что является причиной его возникновения и что именно нарушается у такого ребенка. Существуют разные теории, но, ни одна из них не может целиком и полностью объяснить природу данного расстройства. Аутизм на сегодняшний день не излечим.
Портрет ребенка с аутизмом.
Для того чтобы понять что происходит с таким ребенком – представьте себе, что все, что вы ощущаете, чувствуете - увеличилось или уменьшилось стократно. Легкие прикосновения могут вызывать у вас боль или, наоборот, сильный удар – остаться незамеченным. Яркая вещь, ранее привычные звуки - станут пугающими, а речь собеседника превратится просто в мелодию. Сложно такое представить, но можно понять, что, в таком случаи мир людей и мир вещей воспринимаются им иначе. Но как это «иначе» мы можем только догадываться, предполагать… У таких детей много различных особенностей, но то, что их действительно отличает от других, даже больных детей, это выраженные трудности во взаимодействии с другими людьми и с окружающим миром, в целом.
У ребенка с аутизмом, как правило, сильно искажен процесс формирования личности. Он с трудом самостоятельно идентифицирует себя со своим телом и еще с большим трудом выделяет себя из окружающего мира, что значительно искажает его взаимодействие с окружающими, а порой делает его вообще невозможным, поскольку, когда нет «я» не понятно, кто с кем должен взаимодействовать, а главное «зачем?». У таких детей могут быть нарушены эмоциональные связи даже с самыми близкими людьми.
Он может подолгу находится один, не умеет выражать свои желания, обращаться за помощью, даже взглядом, а взрослого человека может использовать как неодушевленный предмет: залазить на него, чтобы достать до полки, действовать его руками.
Одни дети с аутизмом могут вообще не пользоваться речью, а другие выдают развернутые взрослые монологи, цитируют фразы из книжек и мультфильмов. И в том, и в другом случаи их речь практически не выступает средством общения. Что же касается их интеллектуальных способностей, то здесь такая же картина, как и с речью – от парциальной одаренности – до умственной отсталости, которая вызывается глубоким погружением в себя, выраженными уходами от любых контактов и полным ограничением себя от естественного обучающего опыта. Ребенок аутист может решать сложные математические задачи и быть не способным сходить в магазин или завязать шнурки.
Если уж такой ребенок смог как-то влиться в этот мир, то он будет оберегать привычный для него уклад жизни. Не потому что он упрям, а потому что, любые, даже незначительные изменения, подобны кошмару. Пошли на прогулку другим маршрутом – истерика. Мама поменяла вещи местами – скандал, а переезд на другое место жительства может обернуться настоящей катастрофой. При этом не каждый ребенок аутист будет ярко и бурно выражать свои эмоции, реакция может быть незаметной и отставленной во времени – перестал кушать, говорить или поднялась температура. Такого ребенка отличает крайняя необычность, часто вычурность в поведении, привычках, которая отнюдь не связана с плохим воспитанием или дурным характером, который им часто приписывают окружающие.
Подготовил: Головач Е.Н.,
учитель-дефектолог
Обучение и воспитание детей с расстройствами аутистического спектра
С каждым годом увеличивается количество детей с аутизмом. При этом аутизм не знает ни национальных, ни расовых границ. В настоящее время в Республике Беларусь набирает обороты система помощи детям с ранним детским аутизмом. Необходимость в интенсивности организации такой помощи очевидна и не вызывает сомнений, т. к. обусловлена высокой частотой выявления таких детей.
По оценкам экспертов различным формам аутизма подвержено до 1% населения. По данным Центра по контролю заболеваемости (США) распространенность РАС составляет 1 случай на 160 новорожденных. То есть частота встречаемости РАС выше, чем изолированная глухота и слепота вместе взятые, чем синдром Дауна, детские онкозаболевания. Следует отметить, что частота аутизма не зависит от географического, расового, национального факторов, от интеллектуального и социального статуса родителей и многих других моментов. Расстройства аутистического спектра - быстро распространяющиеся заболевание во всех странах мира в последнее десятилетие. Все это подчеркивает не локальный, а общечеловеческий характер этого расстройства.
Статистики о том, сколько в Беларуси детей с аутизмом, нет. Но если верить мировой статистике, с аутизмом разной степени тяжести сталкивается каждый 68-й ребенок – значит, каждый год в Беларуси появляется больше 1 000 особенных детей.
О признании проблемы аутизма общемировой свидетельствует объявление Организации Объединенных Наций 2 апреля - Всемирным днем распространения информации об аутизме, начиная с 2008 года.
В большинстве стран Западной Европы и Северной Америки развитие системы помощи детям с расстройствами аутистического спектра было связано с отстаиванием родителей прав своих детей. Действующее в Республике Беларусь, законодательство, активность педагогов, психологов, медиков, родителей детей с аутизмом позволяют осуществлять организацию более эффективной работы по образованию, адаптации и вовлечению таких детей в жизнь общества. В связи с этим в Беларуси начала расширяться сеть ресурсных Центров для развития интегрированного обучения и воспитания, и оказанию комплексной помощи детям с РАС. Внесены предложения по организации социального сопровождения (тьютора/ ассистента/воспитателя индивидуального сопровождения) для детей с аутистическими нарушениями. Именно «Национальный институт образования» взял на себя создание нормативной базы, через проведение научно – исследовательской деятельности по разработке квалификационной характеристики «Тьютора», как социальной и психолого- педагогической необходимости. А также готовит проект документа о внесении в Кодекс об образовании дополнение о выделении детей с аутизмом, в отдельную нозологическую группу «Дети с аутистическими нарушениями», поскольку термин «Расстройство аутистического спектра» является исключительно медицинским.
Приоритетом развития детей с аутистическими нарушениями является подготовка к максимально возможной самостоятельной его жизни в обществе. Но, зачастую, родители, стремясь дать своему ребенку формальное образование, ошибочно ставят на первое место уровень овладения им определенным объемом знаний. Специалисты разъясняют родителям приоритеты социализации детей с аутизмом, важность формирования у них общепринятых форм поведения, способности и готовности использовать полученные знания и умения в жизни, когда ребенок не только располагает знаниями, но и может ими пользоваться, обладает способностью и готовностью применять их в условиях возможной независимой самостоятельной жизни.
Кто работает в группе интегрированного обучения и воспитания?
В группе интегрированного обучения и воспитания работает воспитатель дошкольного образования, помощник воспитателя, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, руководитель физвоспитания, педагог-психолог. Также в группе может работать воспитатель дошкольного образования, осуществляющий индивидуальное сопровождение ребенка с расстройством аутистического спектра.
Кто же это?
Воспитатель индивидуального сопровождения является для ребенка с аутизмом и его семьи помощником в организации образования. Он сопровождает путь развития, подбирает различные элементы-кирпичики, которые затем складываются в индивидуальную образовательную программу. На современном этапе признается важная роль дошкольного этапа в процессе становления личности, поэтому многие организации, особенно работающие с инклюзией, задумываются о включении рассматриваемой позиции в штат своих работников.
Вопрос о необходимости предоставления ребенку с аутизмом индивидуального сопровождения решает психолого-медико-педагогическая комиссия ЦКРОиР.
Правовую информацию вы можете просмотреть здесь: http://asabliva.by/ru/main.aspx?guid=5801
Чем ребенок с аутизмом отличается от других?
В самом общем виде, аутизм характеризуют задержка развития и нежелание контактировать с другими людьми. Важно понимать, что это расстройство имеет множество проявлений: в развитии моторики, нарушении речи, внимания, восприятия. Ребенка с аутизмом можно распознать по таким частным признакам: ребенок не ищет контакта с другими людьми, не реагирует на них, словно не замечает;он часто совершает одни и те же повторяющиеся движения: потряхивает руками, подпрыгивает, совершает сложные ритуалы (повторяющиеся действия); круг его интересов ограничен, ему сложно увлечься чем-нибудь новым; поведение ребенка часто деструктивно: он агрессивен, может кричать, наносить себе повреждения и т.д.
Что может вызвать у ребенка аутизм?
К сожалению, четкого ответа на этот вопрос ученые пока не дали. Существует множество теорий, но ни одна из них не является исчерпывающей.
В каком возрасте ребенку могут поставить диагноз «расстройство аутичного спектра»?
Как правило, ребенок попадает в поле зрения специалистов не ранее 2-3-х лет. В этом возрасте нарушения становятся достаточно явными. Хотя первые признаки расстройства могут быть заметны еще раньше. Например, ребенок не тянулся к родителям, когда его собирались взять на руки, был пассивен, боялся громких звуков и не привыкал к ним, был всегда избирателен в еде, его невозможно было уговорить попробовать пищу определенного цвета, вкуса или запаха. Родители обычно говорили о своем ребенке – «он у нас странный», «не такой, как все». Иногда в течение долгого времени у ребенка подозревают другие проблемы со здоровьем – задержку речевого развития или нарушения слуха («Потому он и не реагирует на наши слова», - говорят родители).
Это можно вылечить?
Полностью – нет. К сожалению, аутизм – это нарушение развития, от которого нет таблеток, и ребенок его не «перерастет». Но, если вовремя поставить диагноз и начать грамотную корректирующую терапию, ребенку можно помочь освоить навыки самообслуживания и коммуникации, можно научить его замечать других людей, контролировать эмоции, справляться со страхами. До 80% детей с аутизмом получают инвалидность, однако, при определенных обстоятельствах ребенок может, когда вырастет, перейти к самостоятельной жизни.
Какой врач может поставить ребенку диагноз – аутизм?
Согласно Международной классификации болезней, аутистические расстройства входят в раздел «Психические расстройства и расстройства поведения», поэтому ведущая роль в диагностике и формировании лечебно-коррекционной программы принадлежит врачу-психиатру. Одновременно с этим на разных этапах в работе с ребенком могут участвовать неврологи, генетики, психологи, логопеды, дефектологи и другие специалисты.
Как родители могут сами помочь ребенку справиться с аутизмом?
Самая главная, с нашей точки зрения, рекомендация – изначально понять возможности ребенка, не делать лишнего и не ставить слишком высокие задачи. Самый большой конфликт возникает именно тогда, когда родители сталкиваются с противоречием между реальными способностями ребенка и собственными амбициями в отношении него. И все отрицательное, что потом может происходить – протесты, непослушание, переживание разочарования и отчаяния, - все это происходит как раз из этого конфликта. Главный принцип для родителей заключается в обретении чувства уверенности как воспитателя и избавление от излишнего чувства вины. Надо знать, что ребенок-аутист очень чувствителен к внутреннему состоянию родителей, легко реагирует на их тревогу, растерянность. Что касается психического развития, то следует быть готовым к тому, что для достижения успехов, даже небольших, потребуется много времени. Не бывает такого, чтобы ребенок заснул одним, а проснулся другим человеком. Еще одна часто встречающаяся ошибка – это мнение, что самое главное для ребенка – научиться разговаривать. Это не так. Если речь не появляется самостоятельно – значит, тому есть объективные причины. Как только сформируются предпосылки к произнесению слов, ребенок начнет самостоятельно говорить без нашей помощи. Поэтому не стоит искусственно пытаться ускорить развитие такого ребенка.
Источник:
https://parcko.minskedu.gov.by/
Кашинская И.Л.
воспитатель дошкольного образования,
осуществляющий персональное сопровождение
"Сказка про бегемотика в ромашках"
"Сказка про бегемотика в ромашках"
Жил-был бегемотик. У него были мама-бегемот и папа-бегемот. Он любил гулять, валяться в лужах, ловить рыбу с папой, бегать и обниматься с мамой. Самый обычный бегемотик. Вот только он был синего цвета и весь в ромашках. Такой уж он уродился. И, честно говоря, таким он себе очень нравился.
И вот наступила пора идти в школу. Бегемотику исполнилось 6 лет, и после дня рождения мама записала его в класс для бегемотиков. Они купили портфель, тетрадки и карандаши.
Рано утром бегемотик съел большой бутерброд с сеном, запил его ведром воды и пошёл в школу.
В классе за столом сидел учитель – большой носорог. А напротив него за партами было много-много маленьких бегемотиков. И все они были серые. Учитель показал на свободное место и вскоре начался урок
Носорог писал мелом на доске буквы, называл их, и нужно было отыскать такие же в своих учебниках, а потом попробовать нарисовать в тетрадке. За урок они выучили 10 букв! Бегемотику было очень интересно.
Прозвенел звонок, и учитель вышел из класса. А бегемотики вскочили со своих мест и стали смеяться:
-Ха-ха-ха! Синий бегемот! Ну надо же! Да ещё и в ромашках! Ха-ха-ха! Вы только посмотрите!
Наш бегемотик совсем смутился. Он не знал, что быть синим - это плохо… Бегемотики продолжали дразниться, да так, что он чуть не расплакался. К счастью, в это время снова зазвенел звонок и в класс вернулся учитель.
- Что случилось? – спросил он.
- Да посмотрите – ведь он же синий! – продолжали смеяться забияки.
- Ну и что? – сказал носорог и повернулся к синему бегемотику.
- Та-ак, похоже у нас тут единственный в мире синий бегемот в ромашках! Большая честь для меня!
Ученики притихли, удивленно переглядываясь.
Тем временем начался второй урок. Носорог рассказывал про цифры и учил считать ноги, пальцы, глаза и хвосты. Бегемотики с радостью считали друг у друга ушки и зубки, а в конце занятия весь класс хором считал ромашки на синем бегемоте! Теперь уже никто не дразнился, наоборот, все хотели потрогать необычного бегемотика.
Когда синий бегемотик прибежал домой, он бросился к маме и стал возбужденно кричать:
-Мама! Носорог! Буквы! Смеяться!
- Тише, сынок! – улыбаясь, успокаивала его мама. – Ложись в наше озеро и рассказывай, как прошёл твой сегодняшний день.
Бегемотик забрался в воду, немного остыл, пофыркал и обо всём рассказал маме. Она задумчиво покачала головой и сказала: Ваш учитель – очень мудрый носорог. Он поступил правильно, ведь от цвета кожи совсем не зависит хороший ты бегемот или нет. Мне нравится что ты синий в ромашку.
С тех пор никто не дразнил бегемотика.
Картотека игр для развития высших психических функций у детей дошкольного возраста с нарушениями психического развития (трудностями в обучении)
Картотека игр для развития высших психических функций
у детей дошкольного возраста с нарушением психического развития
Занятия для развития мышления, внимания, памяти, моторики ориентированы на детей 3-6 лет, но некоторые простые задания можно предлагать уже двухлетнему малышу. Хорошо играть с ребёнком, уделяя этому специальное время, но также многие задания можно предложить во время домашних дел, на прогулке или сидя в очереди. Используйте естественный познавательный интерес малыша для развития его психики.
Можно и нужно, взяв предложенные игры за основу, придумывать вместе с ребёнком что-то своё, используя самые неожиданные материалы и ситуации.
Игры и упражнения на развитие восприятия пространства
1)Упражнение «Сложи картинку»
Цель: Развивать пространственные отношения, связную речь.
Материал: Картинки - лейка, ракета, машина, разрезанные на две части.
Ход: Взрослый предлагает ребенку по образцу сложить изображение из двух частей. Если возникают затруднения, то взрослый показывает, как нужно сложить картинку, потом складывает ее вместе с ребенком, а затем предлагает сложить самостоятельно. После того как сложили картинки, взрослый спрашивает, что собрал ребенок.
2)Игра - упражнение «Автомобиль»
Цель: Развивать пространственное восприятие; умение произносить отдельные звукоподражания громко, тихо, формировать правильное произношение [б], [бь].
Материалы: Картонные руль, большая и маленькая машинки.
Ход: Взрослый показывает машинки и спрашивает, как они гудят. Затем показывает большую машину и говорит: «Большая машина гудит громко, послушай, как (произносит звукоподражание чуть громче обычного) «би-и,би-и», а маленькая гудит тихо (произносит вполголоса) «би-и,би-и». Ребенок повторяет за взрослым.
3) Игра «Что лишнее?»
Цель: Развивать умение находить общие и различные свойства, сравнивать предметы, объединять их в группы по какому-либо основному признаку.
Оборудование. Картинки с изображением фруктов, посуды, овощей и так далее.
Ход игры. Предложить ребёнку рассмотреть картинки и ответить на вопросы: Что лишнее? Почему? Назови отличительный признак. Как, одним словом можно охарактеризовать три оставшихся предмета?
Например. Яблоко, груша, лук, персик. Ложка, вилка, нож, карандаш
Игры и упражнения на развитие зрительных, слуховых, тактильных ощущений
1)Игра «Соберем бусы для мамы».
Цель: Учить нанизывать на шнуровку бусы, воспитывать аккуратность, терпение, внимание. Учить обследовать одновременно рукой и глазами - зрительным и осязательным способом.
Материал: 4-5 крупных бусинок шнурок с твердым концом.
Ход игры: Взрослый предлагает собрать для мамы бусинки, показывает, как это делать.
2)Упражнение Чудесный мешочек»
Цель: Развивать тактильное восприятие, формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев, речь детей.
Наглядный материал: Красиво оформленный мешочек, разные игрушки.
Ход: Игрушки сложены в мешочек. Взрослый, держа мешочек, предлагает ребенку назвать предмет, который попал в руки.
3) Экологическая игра «Угадай на вкус»
Цель: Развитие вкусовых ощущений.
Правила: Нельзя смотреть на то, что кладут, что кладут в рот. Надо жевать с закрытыми глазами, а потом сказать что это.
Материал и оборудование: помытые и очищенные овощи и фрукты, нарезанные на мелкие кусочки.
Ход: Взрослый угощает ребенка, предварительно попросив его закрыть глаза. Затем говорит «Хорошо жуй, теперь скажи, что съел. Потом предлагает найти такой же на столе»
В дальнейшем можно предлагать детям назвать словом вкусовые ощущения. Вопрос нужно задать так, чтобы в случаях затруднения дети могли выбрать подходящее название для определения вкуса « Как во рту стало?» (Горько, сладко, кисло.)
Игры и упражнения на развитие зрительной памяти
1) Дидактическая игра «Какой игрушки не хватает?»
Цель: Развивать зрительную память, умение называть игрушку, которой не хватает.
Материал: игрушки 4-5 штук.
Ход:Взрослый ставит перед ребёнком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем просит ребёнка отвернуться и убирает одну игрушку.
- Какой игрушки не хватает?
Игру можно усложнить:
Увеличить количество игрушек;
Ничего не убирать, а только менять игрушки местами.
Играть можно 2-3 раза в неделю.
2) Игра «Запомни картинку»
Цель: Развитие зрительную память, восприятие.
Материалы: предметные картинки.
Взрослый предлагает ребенку 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету.
Ребенок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.
3) Дидактическая игра «Где, чей домик?»
Цель: Развивать зрительную память, целостность и предметность восприятия.
Материал: 4 больших цветных кубика, 4 маленьких игрушки.
Ход:Взрослый ставит 2 больших кубика, на кубики - игрушки. Обращает внимание ребенка, что на синем кубике сидит матрешка, а на желтом – собачка. После этого взрослый убирает игрушки и предлагает самому правильно рассадить игрушки на кубики. После того, как ребенок научиться выполнять это задание, можно усложнить с тремя и четырьмя кубиками.
Источники:
Картотека игр для развития высших психических функций у детей дошкольного возраста с нарушениями психического развития (трудностями в обучении)
Картотека игр для развития высших психических функций
у детей дошкольного возраста с нарушением психического развития
Занятия для развития мышления, внимания, памяти, моторики ориентированы на детей 3-6 лет, но некоторые простые задания можно предлагать уже двухлетнему малышу. Хорошо играть с ребёнком, уделяя этому специальное время, но также многие задания можно предложить во время домашних дел, на прогулке или сидя в очереди. Используйте естественный познавательный интерес малыша для развития его психики.
Можно и нужно, взяв предложенные игры за основу, придумывать вместе с ребёнком что-то своё, используя самые неожиданные материалы и ситуации.
Игры и упражнения на развитие восприятия пространства
1)Упражнение «Сложи картинку»
Цель: Развивать пространственные отношения, связную речь.
Материал: Картинки - лейка, ракета, машина, разрезанные на две части.
Ход: Взрослый предлагает ребенку по образцу сложить изображение из двух частей. Если возникают затруднения, то взрослый показывает, как нужно сложить картинку, потом складывает ее вместе с ребенком, а затем предлагает сложить самостоятельно. После того как сложили картинки, взрослый спрашивает, что собрал ребенок.
2)Игра - упражнение «Автомобиль»
Цель: Развивать пространственное восприятие; умение произносить отдельные звукоподражания громко, тихо, формировать правильное произношение [б], [бь].
Материалы: Картонные руль, большая и маленькая машинки.
Ход: Взрослый показывает машинки и спрашивает, как они гудят. Затем показывает большую машину и говорит: «Большая машина гудит громко, послушай, как (произносит звукоподражание чуть громче обычного) «би-и,би-и», а маленькая гудит тихо (произносит вполголоса) «би-и,би-и». Ребенок повторяет за взрослым.
3) Игра «Что лишнее?»
Цель: Развивать умение находить общие и различные свойства, сравнивать предметы, объединять их в группы по какому-либо основному признаку.
Оборудование. Картинки с изображением фруктов, посуды, овощей и так далее.
Ход игры. Предложить ребёнку рассмотреть картинки и ответить на вопросы: Что лишнее? Почему? Назови отличительный признак. Как, одним словом можно охарактеризовать три оставшихся предмета?
Например. Яблоко, груша, лук, персик. Ложка, вилка, нож, карандаш
Игры и упражнения на развитие зрительных, слуховых, тактильных ощущений
1)Игра «Соберем бусы для мамы».
Цель: Учить нанизывать на шнуровку бусы, воспитывать аккуратность, терпение, внимание. Учить обследовать одновременно рукой и глазами - зрительным и осязательным способом.
Материал: 4-5 крупных бусинок шнурок с твердым концом.
Ход игры: Взрослый предлагает собрать для мамы бусинки, показывает, как это делать.
2)Упражнение Чудесный мешочек»
Цель: Развивать тактильное восприятие, формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев, речь детей.
Наглядный материал: Красиво оформленный мешочек, разные игрушки.
Ход: Игрушки сложены в мешочек. Взрослый, держа мешочек, предлагает ребенку назвать предмет, который попал в руки.
3) Экологическая игра «Угадай на вкус»
Цель: Развитие вкусовых ощущений.
Правила: Нельзя смотреть на то, что кладут, что кладут в рот. Надо жевать с закрытыми глазами, а потом сказать что это.
Материал и оборудование: помытые и очищенные овощи и фрукты, нарезанные на мелкие кусочки.
Ход: Взрослый угощает ребенка, предварительно попросив его закрыть глаза. Затем говорит «Хорошо жуй, теперь скажи, что съел. Потом предлагает найти такой же на столе»
В дальнейшем можно предлагать детям назвать словом вкусовые ощущения. Вопрос нужно задать так, чтобы в случаях затруднения дети могли выбрать подходящее название для определения вкуса « Как во рту стало?» (Горько, сладко, кисло.)
Игры и упражнения на развитие зрительной памяти
1) Дидактическая игра «Какой игрушки не хватает?»
Цель: Развивать зрительную память, умение называть игрушку, которой не хватает.
Материал: игрушки 4-5 штук.
Ход:Взрослый ставит перед ребёнком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем просит ребёнка отвернуться и убирает одну игрушку.
- Какой игрушки не хватает?
Игру можно усложнить:
Увеличить количество игрушек;
Ничего не убирать, а только менять игрушки местами.
Играть можно 2-3 раза в неделю.
2) Игра «Запомни картинку»
Цель: Развитие зрительную память, восприятие.
Материалы: предметные картинки.
Взрослый предлагает ребенку 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету.
Ребенок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.
3) Дидактическая игра «Где, чей домик?»
Цель: Развивать зрительную память, целостность и предметность восприятия.
Материал: 4 больших цветных кубика, 4 маленьких игрушки.
Ход:Взрослый ставит 2 больших кубика, на кубики - игрушки. Обращает внимание ребенка, что на синем кубике сидит матрешка, а на желтом – собачка. После этого взрослый убирает игрушки и предлагает самому правильно рассадить игрушки на кубики. После того, как ребенок научиться выполнять это задание, можно усложнить с тремя и четырьмя кубиками.
Источники:
Играем пальчиками – развиваем речь
В настоящее время все больше и больше детей с нарушением в речевом развитии. Если у ребенка имеется нарушение произношения, значит, в дальнейшем он может столкнуться с трудностями при чтении и письме. Наша с вами задача помочь детям преодолеть речевые нарушения.
Давно уже доказали, что высокий уровень развития мелкой моторики у ребенка позволяет говорить о высоком уровне развития у него памяти, внимания, умения логически рассуждать, связно говорить. Вы, уважаемые родители, можете дома самостоятельно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не может донести в ладошке воду до лица, разливает её, то, значит, у него отстает развитие мелкой мускулатуры. Если после 5 лет ребенок затрудняется в выполнении упражнения «ладонь – кулак – ребро», то это тоже говорит об определенных нарушениях. Обнаружив это, не огорчайтесь, но и не оставляйте ребенка, надеясь, что со временем он догонит сверстников. Это мнение ошибочно. Ребенку нужна ваша помощь. Поиграйте с ним в игры и упражнения для развития мелкой моторики, поиграйте в пальчиковые игры.
Слабую руку дошкольника можно и нужно развивать.
Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то вы - родители помогите ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.
Предлагаю вашему вниманию некоторые пальчиковые игры, которые пользуются у детей особым интересом:
«СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ»
Сидит белка на тележке, (Хлопки ладонями и удары кулач-
Продает она орешки. ками друг о друга попеременно.)
Лисичке-сестричке, (Загибают по одному пальчику,
Воробью, синичке. начиная с большого.) Мишке толстопятому, Заиньке усатому.
Кому в платок, (Ритмичные хлопки ладонями и
Кому в зобок, удары кулачками.)
Кому в лапочку.
«ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ»
Есть игрушки у меня: (Хлопают в ладоши и ударяют кулач-
ками друг о друга попеременно.)
Паровоз и два коня, (Загибают пальчики на обеих руках.)
Серебристый самолет,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал, подъемный кран —
Настоящий великан.
Сколько вместе? (Хлопают попеременно в ладоши
Как узнать? и ударяют кулачками друг о друга.)
Помогите сосчитать!
«ИГРУШКИ»
Работа над темпом и ритмом речи
На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в
Куклы Катины сидят: ладоши и стучат кулачками.)
Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все
И веселый Чиполлино, пальчики.)
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибают поочередно
пальчики.)
Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в
Мы игрушки сосчитать. ладоши и стучат кулачками.)
«МЫ ВО ДВОР ПОШЛИ ГУЛЯТЬ»
Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики по одному.)
пять,
Мы во двор пришли («Идут» по столу указательным и
гулять. средним пальчиками.)
Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладонями.)
Птичек крошками («Крошат хлебушек» всеми
кормили, пальчиками.)
С горки мы потом (Ведут указательным пальцем правой
катались, руки по ладони левом руки.)
А еще в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то
одной, то другой стороной.)
Все в снегу домой (Отряхивают ладошки.) пришли.
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой; руки под щеку.)
«Варим суп»
Хозяйка однажды с базара пришла. (Шагаем пальчиками по ногам
Хозяйка с базара домой принесла: от бедра к коленкам.)
Капусту, (По очереди загибаем пальчики
Картошку, на руке, начинаем с большого пальца.)
Морковку,
Горох,
Петрушку
И свёклу.
Ох!
Вот овощи спор завели на столе. (Попеременные движения обеими руками:
Кто лучше, вкусней и нужней на земле: кулачками – ладошками хлопаем по ногам.)
Капуста, (По очереди загибаем пальчики
Картошка, на руке, начинаем с большого пальца.)
Морковка,
Горох,
Петрушка
И свёкла.
Ох!
Хозяйка тем временем ножик взяла (Ребрами ладошек обеих рук стучим по
И ножиком этим крошить начала: ногам, имитируя работу ножа.)
Капусту, (По очереди загибаем пальчики
Картошку, на руке, начинаем с большого пальца.)
Морковку,
Горох,
Петрушку
И свёклу.
Ох!
Накрытые крышкою в душном горшке (Ладошки обеих рук соединить и
Кипели, кипели в крутом кипятке: держать в горизонтальном положении.)
Капуста, (По очереди загибаем пальчики
Картошка, на руке, начинаем с большого пальца.)
Морковка,
Горох,
Петрушка
И свёкла.
Ох!
И суп овощной оказался неплох! (Имитация движений работы ложкой.)
«АПЕЛЬСИН»
Мы делили апельсин. (Круговые движения кулачками рук.)
Много нас, (Показывают 10 пальцев.)
А он один. (Показывают 1 палец.)
Эта долька – для ежа. (Дети загибают поочередно пальцы.)
Эта долька – для чижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра.
А для волка – кожура. (Поглаживание ладонью правой
руки тыльной стороны левой руки.)
Он сердит на нас - (Сомкнуть пальцы обеих рук.)
Беда!!! (Руки прижать к щекам. Покачать
головой.)
Разбегайтесь - (Бегут пальцами по коленкам.)
Кто куда! (Руки спрятать за спину.)
Как вы заметили, если мы используем при игре с пальчиками стишки, то у детей возрастает интерес к игре, у них возникает желание больше говорить.
Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Родители на себе демонстрируют «Пальчики здороваются»- кончик большого пальца правой руки поочередно касаются кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это облегчает приобретение навыков письма.
Играйте с детьми, общайтесь с ними, и они это оценят…
Подготовила учитель-дефектолог Е.Н. Головач
используя источники: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/12/01/igraem-palchikami-razvivaem-rech-konsultatsiya-dlya
Роль родителей в формировании речи
с
Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.
Среди родителей бытует глубоко неправильное мнение о том, что речь развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает устной речью. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную речь, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Если взрослые не следят за своей речью, то до ребенка многие слова долетают искаженно: «скока» вместо «сколько», «ложи» вместо «клади», «заплотишь» вместо «заплатишь». Также нужно следить за правильностью постановки ударения, например: «баловАться», а не «бАловаться», «свёкла» а не «свеклА». Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Следует объяснять их значение. Важно, чтобы взрослые осознавали, что невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии, а от речевых возможностей зависит общее интеллектуальное развитие человека. Чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют определенного уровня развития, в том числе и речевого. Если ребенок не достиг этого уровня, то очень вероятно большое количество ошибок при письме и чтении.
Но нельзя сводить проблему формирования речи только к обучению грамоте, т.к. развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью.
Обогащение пассивного и активного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно.
Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки, мультфильмы.
Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например, яблоко. Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребенка, причем любого возраста. Для начала устройте соревнование «Подбери словечко» (Яблоко какое? – сладкое, сочное, круглое, блестящее, большое, спелое, душистое, желтое, тяжелое, вымытое).
Игра пройдет интереснее, если вы пригласите других членов семьи, друзей вашего ребенка, их родителей. Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока.
А пока оно еще цело, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для пальчиков. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате.
Следующая игра будет назваться «Вспомни сказку». (В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки»). Тут уж за правильный ответ можно заслужить и целое яблоко.
А когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой – игра с союзом «а» - «Сравни два яблока» (1 яблоко желтое, а 2 – красное; одно сладкое, а другое – кислое; у первого коричневые семечки, а у второго – белые и т. д.)
Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития речи.
На прогулке вы можете прививать и закреплять речевые навыки по лексическим темам: «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Город», «Транспорт», «Птицы» и др.
Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми. Все это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в виде беседы. Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребенка, а вместе с ним словарь существительных, глаголов, прилагательных. Новые, незнакомые ребенку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребенка понятно говорить их.
Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голос птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т. д. Это развивает слуховое внимание. Ребенку будут интересны игры «О чем рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?».
На кухне у вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребенка по следующим темам: «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника», «Фрукты», «Овощи» и др. Например, выясните у ребенка, где растут овощи, вспомните вместе названия различных блюд из овощей (гороховый суп, картофельное пюре).
Рассказывайте ребенку, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т. д., часто бывает так, что дети заменяют эти действия общими словами «готовит» или «делает»). Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарем, предлагайте ребенку все новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.
Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, черствый и т. д.). Задавайте ребенку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы еще забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь на кухне. И пусть рассказывает вам о том, что он делает. Ведь в деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.
На даче перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Весенние (летние, осенние) работы в саду» и др.
Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребенка на всю жизнь. Только здесь ребенок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом дается урожай.
Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребенка, все равно почаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон и др.). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребенка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас.
Практически на любом наглядном материале, окружающем нас, могут быть проведены такие речевые игры как «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай, о чем я говорю», «Скажи наоборот» и т. д.
Не стоит упускать малейшего повода что-то обсудить с ребенком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога – малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребенок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнерские отношения).
При современном ритме жизни все труднее становится найти время для занятий со своими детьми. Но, например, простое чтение перед сном не только положительно повлияет на развитие речи и кругозор ребенка, но и скажется на школьных отметках по чтению и литературе! Создайте новую семейную традицию взамен просмотра телевизора. Ведь когда мы смотрим телевизор – ребенок молчит, я уж не говорю о содержательной части телепередач. А когда читается книга, то невольно возникают вопросы, на которые нужно ответить, что-то обсудить, таким образом, получается беседа, ситуация общения. Семейное чтение «на ночь» применимо не только к дошкольникам, но и к школьникам. Такая семейная традиция отразится не только не речи, но и на ваших отношениях с ребенком.
Подготовил учитель-дефектолог: Пучинская А. В
Использованные источники:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley
https:// Maam.ru/ golosa-u-profilaktika/
https://defektologia.pro/zhurnal/profilaktika_defektov_rech_u_detey