Приобщение детей к основам Олимпийского движения

Идея организации работы по приобщению воспитанников старшего дошкольного возраста к Олимпийскому движению возникла не случайно.

Формирование здорового образа жизни, развитие спорта и олимпийского движения – одно из приоритетных направлений государственной политики Республики Беларусь на самом высоком уровне. Это характеризует нашу страну как цивилизованное европейское государство, заботящееся о будущем нации.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к олимпийскому движению предоставляет возможность реализации не только физического развития воспитанников, но и социально-нравственного, познавательного, эстетического развития. Мы закладываем у них основы здорового образа жизни, приобщаем к общечеловеческим, духовным ценностям, морали, дружбы и мира между народами.

В Кодексе Республики Беларусь об образовании отмечено, что одной из основных составляющих воспитания является «…воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на формирование у обучающегося навыков здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности, физическое совершенствование» «…воспитание основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства»

В учебной  программе дошкольного образования (образовательная область «Физическая культура» возраст 5-6, 6-7 лет) определена воспитательная задача «формировать качества личности, необходимые для сознательного бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих; приобщать к идеям олимпийского движения через развитие избирательного интереса к определенному виду упражнений и спортивных игр», «…формировать общие представления об идеях олимпийского движения через организацию физкультурных праздников на олимпийскую тематику, элементарных соревнований»

Организуя игры, занятия, физкультурные досуги, спортивные мероприятия по приобщению к идеям олимпийского движения, привлекая всех участников образовательного процесса («воспитанники, их законные представители, педагогические работники»), мы предоставляем возможность для проявления творческой инициативы детей, родителей, педагогов, всех, кто заинтересован в разностороннем развитии детей через физическую культуру и спорт.

Для эффективности формирования представлений детей об Олимпийском движении, внедрении олимпийских игр в учреждении дошкольного образования необходимы соответствующие условия. В нашем детском саду имеется спортивное и игровое оборудование на участках, отдельный физкультурный зал, разнообразное физкультурное оборудование: гимнастические стенки, мячи разных размеров и разного качества, скакалки, обручи, в группах имеются центры двигательной активности,  в группах старшего дошкольного возраста созданы уголки Олимпийского движения.

Изучение учебной программы дошкольного образования, позволило определить педагогические принципы работы по приобщению воспитанников старшего дошкольного возраста к идеям Олимпийского движения:

  • принцип интеграции образовательных областей: «Физическая культура», «Ребенок и общество», «Развитие речи и культура речевого общения», «Искусство»;
  • принцип культуросообразности, обеспечивающий становление различных сфер самосознания ребёнка на основе познания культуры мира, своего народа.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к олимпийскому движению в нашем учреждении образования организовано посредством разнообразных форм работы со всеми участниками образовательного процесса:

ВОСПИТАННИКИ

Для первоначального знакомства детей с олимпийским движением организованы занятия познавательного цикла: «Из истории Олимпийских игр», «Спорт и спортсмены»,  «Символика Олимпийских игр», «Летние и зимние Олимпийские игры» и др. Руководителями физического воспитания проводятся занятия, направленные на знакомство детей с олимпийскими видами спорта через обучение элементам спортивных игр (баскетбол, футбол, волейбол, хоккей, настольный теннис) и спортивных упражнений (ходьба на лыжах, катание на санках, катание на велосипеде).

Запланирована Неделя Олимпийского движения, которая включает разнообразные формы работы по всем видам детской деятельности.

Значимой частью работы с детьми является проведение спортивных мероприятий в рамках Малых Зимних Олимпийских игр, которые воспитывают у детей потребность в состязательности, целеустремленности, физической активности.

Для воспитания интереса к физической культуре и спорту у детей мы используем такие формы работы как: выставки рисунков о любимом виде спорта, рассказы детей о занятиях спортом в семье.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ

Воспитатели групп помогают в организации спортивных соревнований и праздников, выставок детских работ, проводят с детьми занятия по знакомству с олимпийским движением, привлекают родителей к сотрудничеству.

Музыкальный руководитель разучивает песни о спорте, знакомит со спортивными маршами, учит движениям под музыку – ритмопластике.

Руководитель физического воспитания закрепляет основные теоретические положения и учит их применять в ежедневной двигательной деятельности (проведение занятий, развлечений, праздников,  Дней здоровья, Малых Олимпийских игр). Педагогами были изготовлены дидактические игры, тематический альбом «Белорусские олимпийцы», лэпбук, создана картотека «Загадки и стихи об Олимпиаде».

ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ

В данном направлении организованы мероприятия:

  • оформление стендов, стенгазет, фотовыставок на олимпийскую тематику,
  • выпуск фотогазеты «Мама, папа, я – олимпийская семья»,
  • выставка коллекций значков, марок, открыток на спортивную тематику.
  • спортивный праздник «Мама, папа, я – олимпийская семья»
  • анкетирование: «В какие игры играете дома с ребенком?», «Спортивный  уголок дома», «Спортивные игры Вашего детства».
  • викторина на сайте учреждения «Олимпийская викторина».

Работа предполагает постоянное и активное участие родителей в организации и проведении спортивных мероприятий в учреждении дошкольного образования.

Поэтому значимость нашей темы очевидна, а творческий подход в решении данных вопросов на уровне учреждения образования поможет сделать процесс интересным.

Олимпийская неделя

Олимпийская викторина

Спортивный праздник "Мама, папа, я - олимпийская семья"

Картотека мультипликационных фильмов об Олимпиаде

Центры Олимпийского движения

Выставка рисунков "Зимняя олимпиада"