Музыкальный руководитель Шевченко Наталья Сергеевна приглашает посетить свой блог
Приглашаем посмотреть вместе детьми мультипликационный фильм "Видеть музыку"
Музыкальный руководитель Шевченко Наталья Сергеевна приглашает посетить свой блог
Приглашаем посмотреть вместе детьми мультипликационный фильм "Видеть музыку"
Цель: формировать активное эмоциональное восприятие классической музыки у детей среднего и старшего возраста посредством использования интерактивного электронного плаката.
Задачи:Развивать интерес к творчеству композитора П.И.Чайковского. Формировать умения восприятия музыкальных образов классической музыки и высказывания о ней. Воспитывать позитивное отношение к музыкальному искусству, желание познавать разные жанры в музыке, активно проявлять себя в творческой деятельности.
Нам с детьми очень помогают любые скороговорки. Но говорить их просто так скучно, поэтому можно использовать следующие игровые приемы:
«Вез кА-рабль ка-ра-мель, на-скА-чил кА-рабль на мель
И мА-тро-сы три не-де-ли кА-ра-мель на ме-ли е-ли».
Вот пример известной скороговорки. Я записала ее по принципу певческого звучания фонем и деления слогов при пении. Так же не стоит не забывать, что звук {е}- при пении даёт нам фонему «Э», а {и}-Ы. Мы стараемся петь и говорить все гласные на «полуулыбке», что бы приблизить певческую позицию.
Как медведь, лиса, зайчик, волк, робот и т. п. (Руками показываем пульсацию (ритм). Можно хлопками по коленкам или в ладоши).
При движений руками я выступаю, как эталон, когда показываю детям то или иное упражнение и они стараются за мной его повторить. Пусть это не сразу получается правильно в их исполнении, но постепенно они делают это лучше и качественнее, а главное - осознанно.
Поэтому сразу стоит брать небольшие скороговорки или часть от них и постепенно увеличивать количество строк.
Источник: https://dshi-duminichi.kaluga.muzkult.ru/media/2019/04/17/1258329197/Zhdanova_MR.pdf
Правильное певческое дыхание имеет в пении большое значение и представляет собой целый комплекс действий (вдох, задержка дыхания, выдох). Эти навыки прививаются постепенно в процессе игр и упражнений:
Берем свечку, дуем на пламя тихо и медленно, чтобы она не погасла. У кого получится дольше всех дуть на свечу, и не потушить ее при этом, тот победил. (Вдох и медленный выдох мы показываем руками)
Ставим руки возле губ – это импровизированный шарик. Делаем вдох и медленно вдыхаем его в «шарик» (дуть надо очень осторожно, чтобы «шарик не лопнул»). У кого получится дуть дольше всех, а соответственно и надуть больший шарик, тот молодец. Это упражнение также способствует формированию короткого и глубокого вдоха.
На солнечной полянке расцвел прекрасный цветок, подносим его к носику (руки соединяем ладошками вверх, будто держим бутон цветка и подносим ко рту) и коротко, но глубоко вдыхаем его аромат. Необходимо следить, чтобы дети вдыхали носом, а выдыхали ртом, плечи спокойные.
Далее можно попросить детей подуть на каждый лепесток цветка (пальчик ладони):
Дети стоят прямо, руки опущены вдоль туловища, ноги врозь. Проговаривают стихотворение, выполняя наклоны головы вправо, влево:
Петя, Петя, Петушок
Целый день учил стишок.
(Наклоны головы вперед-назад):
А запомнил он строку
Лишь одну: (вдох) «Ку-ка-ре-ку!»
На вдох, сделанный через нос, медленно поднимают руки вверх; задерживают дыхание; затем хлопают руками по бедрам, произнося на выдохе: «Ку-ка-ре-ку!»
Дети машут кистями рук и произносят звук «з-з-з…» в динамике от «пиано» до «форте», постепенно усиливая и уменьшая силу звука.
Развитие динамики я показываю дирижерским жестом снизу-вверх от тихого к громкому. Затем можно повторить тоже самое, делая движение руками вместе с детьми.
6.«Лягушки»
Я читаю стихотворение по строке или фразе при этом дирижирую. Дети повторяют за мной. На слово «ква» дети делают энергичный выдох. При этом детям нужно показать движением рук «вверх» на вдох (заранее) и «вниз» - выдох.
Мы лягушки-кваксы,
Ночь чернее ваксы….
Шелестит трава. (вдох)
КВА!
Красным помидором
Месяц встал над бором,
Гукает сова…(вдох)
КВА!
Под ногами кочки,
У пруда цветочки.
В небе – синева (вдох)
КВА!
Месяц лезет выше,
Тише, тише, тише,
Чуть-чуть-чуть,едва: (вдох)
КВА!
Под звучание любого вальса мы делаем равномерные вдох и выдох. Я дублирую движением руки «вверх» и «вниз» и показываю детям вдох и выдох. На усиление звучания - вдох, на ослабление звука – выдох. Ладони лежат на животе – почувствовать как живот «идет вперед» на вдохе, а на выдохе возвращается. Другой вариант, когда Я и дети показываем движением руками «вверх» свой вдох и «вниз» - свой выдох.
Пропеваем под моё дирижирование гласные звуки на любую не сложную мелодию, постепенно увеличивая их количество (2, 3, 4 звука на одном выдохе) разными штрихами staссato и legato. Вдох показывается совместным движением руки моей и детей вверх.
Кап, кап, кап –
Капают капели. (а-а-а пропеваем отрывисто).
То весна к нам пришла,
Птички прилетели,
Птички прилетели –
Песенки запели.
А-а-а-а-а (поём протяжно).
Источник: https://sevadm.ru/upload/iblock/7cd/7cd7639bd95a838c21d7979bc440519a.pdf
Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Работу над интонированием следует начинать с понятия высоты звука Можно использовать дидактические игры, картинки, игрушки, шагающие по лесенке и т. п., чтобы образно показать повышение и понижение мелодии.
Скок, скок, поскок,
Молодой дроздок,
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Нисходящую, поступенную мелодию я показываю движением вниз игрушкой птички или небольшой картинкой с её изображением. Этот способ подходит для малышей. В старшем возрасте мы с детьми стараемся использовать движение ребром ладони вверх, вниз, в одной плоскости. Это объясняется тем, что в этом возрасте дети уже должны пытаться петь по элементарному дирижерскому жесту.
Я на горку поднимусь (поступенное движение вверх)
И на саночках скачусь (поступенное движение вниз)
(Для наглядности можно использовать зимнюю картинку с катанием с горы)
В одной деревне жили - были веселые друзья. Каждый вечер они собирались на лесенке. На нижней ступеньке сидел Щенок и пел свою песенку: «Гав-гав!»(дети поют на ре1,показываем рукой в одной плоскости этот звук )На второй устраивался зеленый Лягушонок и радостно квакал. Вот так: «Ква-ква!» (дети поют ми1, рукой подымаются чуть выше). На третью забирался Утенок и важно крякал: «Кря-кря!»
(дети поют фа#, поднимая руку еще выше). Четвертую ступеньку облюбовал пушистый Котенок, который всегда ласково мяукал, -вот так: «Мяу-мяу!» (дети поют соль1, поднимают ладошку еще выше) А на самую высокую ступеньку садился Воробей, ведь у него был самый тонкий и звонкий голосок, и он высоко пел: «Чирик-чирик!»(дети поют ля1) Так сидели они каждый вечер и пели. Получалась у них вот такая песенка. Все поют песенку. (Гав-гав,Ква-ква, Кря-кря. и т. д., движением руки поступенно вверх мы визуально закрепляем восходящий тетрахорд. То же самое можно сделать сверху-вниз.)
Музыка занимает особое место в развитии и воспитании ребёнка. Формируя эстетическую и духовную сферы восприятия жизни, развивая даже физиологические процессы формирования детского организма, музыкальные развлечения и игры в детском саду являются основополагающим элементом формирования личности.
Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, ознакомить ребенка с музыкой. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними.
Рекомендуется в каждой возрастной группе, начиная с первой младшей, устраивать развлечения, цель которых - порадовать, повеселить детей, обогатить запоминающимися впечатлениями, в интересной, увлекательной форме дать сведения о живой и неживой природе, рассказать поучительные истории о взаимоотношениях между самыми разными ее обитателями.
Развлечения с использованием музыки (концерты, музыкальные игры-драматизации, кукольные спектакли, веселые соревнования, викторины и т. д.) являются важным средством углубления музыкальных представлений детей, совершенствования музыкального восприятия.
Вдумчивое использование развлечений расширяет сферу педагогического влияния на всестороннее развитие дошкольников, способствует проявлению положительных качеств личности.
Многие развлечения связаны с разнообразными видами искусства: изобразительным, музыкой, литературой, театром, кино. Их содержание отражается в конкретных темах, взятых из жизни.
Насыщенность развлечений эмоциональными и занимательными моментами повышает заинтересованность, а, следовательно, и активность детей ко всему, что предлагается им в ходе развлечений. Коллективные сопереживания детей формируют у них зачатки социальных чувств и отношений.
Вызывая радостные эмоции, развлечения одновременно закрепляют знания детей об окружающем мире, развивают речь, предполагают активное общение как детей между собой, так и детей со взрослыми.
В настоящее время актуализируются вопросы, касающиеся направленности работы дошкольных учреждений по развитию речи дошкольников. При грамотном подходе к решению как коррекционных, так и общепедагогических задач дети с отклонениями в речевом развитии при участии в музыкальных развлечениях, играх приобретают навыки правильной и развитой речи. Под влиянием музыкальных упражнений, игр и других видов музыкально-эстетической деятельности, при условии использования музыкальными руководителями правильно подобранных приемов работы с детьми, посещающими логопедические группы положительно развиваются психические процессы и свойства личности каждого ребенка, чище и грамотней становится их речь. Не зря, а особенно в последние годы, музыкальное воспитание включено в комплексную систему артпедагогики и арттерапии. На протяжении последних лет ведущими специалистами в этих областях отбирался тот материал и те методические приемы музыкального воспитания, которые давали бы наиболее ощутимые результаты в коррекции недостатков, свойственных детям с речевыми нарушениями
Музыкальное воспитание в логопедических группах носит, если так можно выразиться, «симптоматичекий» характер, т.е. проводится с учетом характерных признаков детей с речевыми нарушениями, и направлены помимо решения музыкальных задач на решения задач коррекционных.
Принимая во внимания, что при нарушении речи часто наблюдаются отклонения в двигательной сфере ребенка, наша задача состоит в том, чтобы путем особых музыкально - ритмических упражнений, приемов, исправить моторику и речь, обеспечить полноценное развитие ребенка. А для того, чтобы речь и навыки общения детей развивались, совершенствовались, необходимо создать условия. В качестве средства, которое позволит детям реализовать свои потребности в общении со сверстниками, можно использовать театрализованную деятельность.
Общение с детьми проходит значительно более эмоционально, свободно, раскованно, оживленно, чем со взрослыми, дети чаще смеются, возятся, сердятся, выражают бурный восторг, прыгают от радости и прочее. И конечно, все эти особенности общения отражаются в речи детей, в результате чего речь, адресованная сверстнику, сильно отличается от речи, обращенной к родителям, другим взрослым.
С выразительностью реплик персонажей, исполнением игровых песен, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться, у него улучшается речь, ее грамматический строй.
Музыкальная игровая и развлекательная деятельность в детском саду организовывается в утренние и послеобеденные часы, органично включается в другие занятия (физкультурное, по изобразительной деятельности), а также специально планируется в недельном расписании занятий по эстетическому развитию. К формам организации музыкальной деятельности можно отнести занятия, индивидуальную работу, театрализованные игры, праздники, развлечения.
Музыкальные игры и развлечения должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию и ни в коей мере не сводится только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трёх основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества, социально-эмоционально развитию детей.
Постановочная работа над музыкальными развлечениями проводится в тесной взаимосвязи с воспитателями и музыкальным руководителем, а также родителями.
Так, на музыкальных развлечениях дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, слушают музыку к играм, отмечая разнохарактерное ее содержание.
На музыкальных развлечениях у детей развивается четкая ясная дикция, ведется работа над артикуляцией с помощью скороговорок, чистоговорок, потешек, дети знакомятся с литературным произведением к театральным постановкам.
Поэтому одной из возможностей развить речь ребенка и приобщить его к активному общению является проведение праздников и развлечений, в основе которых, игра-драматизация по мотивам авторской, народной сказки или вымышленного сюжета. Проведение праздника или развлечения в разных формах позволяет творчески раскрыться каждому ребенку: кто - то показывает себя в большей роли, кто - то в совсем крошечной. Робкие, стеснительные дети могут проговаривать свои слова хором (по два - три человека). В музыкальных развлеченияхвсегда находится место маленьким танцорам и певцам. Вместе с детьми участвуют и взрослые - воспитатели, нянечки, родители. Участие взрослых способствует более полному и яркому выражению идеи праздника.
Особое внимание уделяется речи персонажей, применению голосовых эффектов, так как все это помогает ребенку перенестись в волшебный мир сказки, в котором он сам становится героем. Игровая деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов. В процессе общения детей между собой и со взрослыми рождаются и развиваются эмоционально-эстетические переживания, познавательная культура ребенка, формируются умения творческого самовыражения, перевоплощения, от простого подражания перейти к творческому самовыражению.
Естественно дети не сразу овладевают умением правильно говорить, выражаться в игровых ситуациях: они скованы, речь их невыразительна, небрежна. Но чтобы помочь детям раскрыть свои возможности, осознать необходимость работы над речью, вести себя непринужденно, уметь передать сущность своего персонажа в играх, нужна упорно, постепенно, шаг за шагом тренироваться на таких играх и развлечениях. И результат не заставит себя ждать.
Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/03/17/muzykalnye-igry-razvlecheniya-dlya-detey-dou
Мы живём в очень сложное, неспокойное время, когда на многое начинаем смотреть по-новому, когда заново открываем, переосмысливаем, переоцениваем. Сейчас много говорится о возрождении народной культуры. Возродить культуру нашего народа, традиции, которые наши отцы и деды наследовали от предков – трудная и благородная задача.
В отличие от тех лет, когда ребятишки в детском саду учили политизированные стишки, сейчас направление иное.
Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Взрослые обращают внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении. Вспомним известное высказывание М.И.Калинина о народном творчестве: “…самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через, столетие … в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности”. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать в раннего детства.
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и к музыкальному, в последнее время в нашей стране ещё более возрос. Истинно художественной и естественной почвой для музыкального воспитания ребёнка является фольклор того народа, к которому он принадлежит, как среда, в которой искусство органично слито с жизнью и мировоззрением людей. Народное искусство дарит детям встречи с напевными и искренними мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком.
Белорусский фольклор – душа белорусского искусства, белорусской музыки. Произведение народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с музыкальными фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Народная музыка органично вплеталась в человеческую жизнь с рождения и до смерти. Такой же органичной, естественной и необходимой должна стать музыка для ребёнка сегодня. Ребёнку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно. Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребёнок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети младшего возраста очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Потому наша задача состоит в том, чтобы привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство.
Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.
Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком (детьми) эмоциональный контакт, эмоциональное общение.
Первое знакомство ребёнка с музыкальным фольклором начинается с малых фольклорных форм: частушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, песенок – небылиц, которые веками создавались народом в процессе труда на природе, в быту – это пение колыбельных, игр с пестованием. Народная музыка входит в быт ребёнка с раннего детства. Первой музыкой, которую слышит малыш, является песня матери – колыбельная. Именно они составляют его самые важные музыкальные впечатления. Как часто мама пела их нам. Интонация полна теплоты и нежности, умиротворения и спокойствия. Существует множество различных колыбельных.
Колыбельная – первая для детей музыкальная и поэтическая информация. А так как слышат они песни перед сном, во время засыпания, то память наиболее ценно охватывает и заполняет интонационные обороты, мотивы. Слова, звучащие в песнях. Поэтому пение колыбельных песен ребёнку имеет большое значение в его музыкальном воспитанием, в развитии творческого мышления, памяти, становление уравновешенной психики. В народных колыбельных песнях к ребёнку часто обращаются по имени, и это очень важно для общения с ним.
А вот для того, что бы вызвать у ребёнка радость, двигательное возбуждение, весёлый лепет, используются пестушки, значит, нянчить, растить, носить на руках. Пестушки поются естественно и просто, сохраняя натуральный тембр голоса, его теплоту. Когда малыш просыпается, его гладят по животу и приговаривают:
Ціха, куры, не крычыце,
Майго Ваню не будзіце,
А мой Ваня будзе спаць,
Будзе вочкі закрываць.
Пестушки, колыбельные песни играют огромную роль в духовном развитии человека, в его нравственно-эстетическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей земле и своему народу. Маленьким детям ещё не доступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что слышит и видит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребёнка со своим народом, я в своей работе использую народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки. Всё это богатство белорусского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.
Детский музыкальный фольклор отражает различные виды музыкальной деятельности ребёнка:
С белорусскими народными песнями и мелодиями я начинаю знакомить уже с первой младшей группы. Это такие песенки, как: “Петушок”, “Ладушки”, “Зайка”, “Солнышко”, “Сорока – сорока” и т.д.. Они для детей в возрасте от года до трёх лет просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа, исполняются не торопливо, с хорошей дикцией. Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у ребёнка. Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания, а возможность собственного исполнения доставляют малышам настоящую радость. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения. Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры.
Народ – мудрый и добрый учитель, создал множество песен, попевок, приговорок, потешек, дающих нам без назидательных сухих нравоучений в приятной для ребёнка форме обучать его тому или иному навыку. Народные песенки и потешки помогают воспитывать положительное отношение детей к режимным моментам.
Основываясь на своём опыте, могу сказать, что знакомство с детским музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе.
Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного белорусского народного творчества.
Источник: https://dshi.hmansy.muzkult.ru/media/2023/01/11/1287826577/metodicheskoe_posobie.pdf